Взгляд с Высоты в Подземелье

Современный термин «астроархеология» ввел в обращение британский и американский астрофизик Джеральд Хокинс. Будучи профессором Бостонского университета и сотрудником Смитсоновской астро-физической обсерватории, Хокинс всю жизнь посвятил разгадке знаменитого памятника неолита Стоунхенджа. Ученый одним из
первых привлек астрономические методы для исследования этого капища неизвестных богов.

Начало астроархеологии

По версии Хокинса, Стоунхендж был не просто сакральным кромлехом, а своеобразным святилищем-обсерваторией. Книга Хокинса «Разгадка тайны Стоунхенджа», написанная совместно с журналистом Джоном Уайтом, стала не только научной сенсацией 1966 года, но и до сих пор возглавляет список «астроархеологических бестселлеров».

Революционные изменения в палеоастрономии наступили в 20-е годы прошлого века, когда перуанский археолог Мехия Торибио Хесспе догадался направить бинокль с окружающих предгорий на плато Наска. В 1927 году он опубликовал в международном археологическом вестнике заметку, в которой подтверждал давние догадки местных историков и этнографов, касающиеся множества канавок, покрывающих плато. По мнению доктора Хесспе, ему удалось разглядеть какие-то загадочные гигантские изображения и линии, которыми неизвестный народ покрыл все плато.

В 1939 году американский археолог Пол Косок организовал авиа — экспедицию на плато Наска. Так впервые были получены эскизы и фото (довольно некачественные), позволившие не только запечатлеть странные картины — геоглифы, но и впервые составить приблизительный план плато. Все дальнейшие исследования Наска так или иначе связаны с именем немецкого доктора археологии Марии Райхе. Она начала наземные работы в 1941 году и через несколько лет добилась полного картографирования местности с помощью военных авиационных топографов. В 1947
году доктор Райхе составила атлас изображений плато, в общих чертах подтвердивший топографический план Косока.

К сожалению, имя доктора Райхе известно только в кругу специалистов, а подавляющее большинство в силу глубокого недоразумения считают главным исследователем и чуть ли не открывателем геоглифов плато Наска швейцарского публициста и уфолога Эриха фон Дэникена. Это объясняется сенсационным успехом научно-популярного фильма «Воспоминания о будущем», снятого в 1970 году западногерманским документалистом Харальдом Райнлем по мотивам книг Дэникена «Колесницы богов» и «Возвращение к звездам».

По версии швейцарского уфолога, следы на плато Наска оставили инопланетяне как разметку космодрома, а впоследствии местные жители дополнили их своими рисунками в ожидании «огненных богов». Несмотря на свою внешнюю привлекательность, данная гипотеза не выдерживает ни малейшей критики. Во-первых, звездным пришельцам вряд ли понадобилась бы примитивная разметка «космодрома», а во-вторых, еще Мария Райхе наглядно продемонстрировала, как с помощью древнего заступа-мотыги можно прокопать канавки в каменистой почве плато.

Увидеть невидимое

Еще в 70-х годах ушедшего столетия итальянским правительством была создана комплексная геодезическая и археологическая экспедиция для исследования окрестностей Венеции. Ученые хотели дать шанс венецианцам сохранить их прекрасный город, построив массивные дамбы к отводные каналы. Планам градостроителей так и не было суждено сбыться, а вот археологи обнаружили много интересного. Вместе с наземными и подводными исследованиями большую роль сыграла и аэрофотосъемка.

Десятилетие назад профессор Паоло Моцци из Университета Падуи приступил к изучению старых фотографий, оставленных первой комплексной венецианской экспедицией. Ему удалось обнаружить следы каких-то древних зданий и сооружений на материковой части Венецианского залива. В 2007 году он организовал аэрофотосъемку территории, на которой внешне ничто не напоминало об античных руинах.

И вскоре все увидели, что на месте сельскохозяйственных угодий под слоем земли лежит какой-то город. Это оказался древнеримский центр торговли и мореплавания Альтина, который уже очень давно пытались отыскать археологи. Воздушная фотосъемка позволила составить план стен с воротами, улиц домов, амфитеатра и каналов, ведущих через болота к порту.

В частности, аэрофотография соевого и кукурузного полей, на которой возник план Альтины, была выполнена в коротковолновой (близкой к видимому красному) части инфракрасного спектра. Снимки выполнялись в так называемом ложном цвете, когда участки с сильно отличающейся интенсивностью излучения не воспроизводились как оттенки градации серого, а маркировались розовым и зелено-голубоватым цветами. Такое фото дало необычайно детальную и рельефную картинку города, фактически стертого временем с лица земли.

Тайны Стоунхенджа

Недавно «воздушные археологи» решили исследовать район таинственного британского Стоунхенджа и сразу же выявили странные геометрически правильные кольцеобразные фигуры. Они выделялись мелкой жухлой травой желтоватого оттенка на фоне окружающей зелени. Вскоре тайна получила сенсационную разгадку: круги скрывали под собой скрытые под землей погребальные курганы. Археологи определили, что около шести тысячелетий назад неизвестные племена создали здесь священные алтари и начали постройку гигантского кромлеха.

Археологам в расследовании следов древнейших капищ помогали ботаники. Именно они установили, что в засушливое время года слои дерна над древними развалинами получают меньше влаги и, соответственно, меняют свою структуру и цветовую гамму.

В нашем веке «воздушные археологи» уже давно выбрались за пределы земной атмосферы, по сути превратившись в «орбитальных исследователей». Именно наблюдение земной поверхности с высоты в сотни километров дает наиболее впечатляющие археологические результаты.

Тут следует учесть, что спутниковое оборудование позволяет с очень высоким разрешением исследовать поверхность самыми разнообразными приборами, преодолевающими облачный покров и даже толщу Мирового океана. К тому же орбитальные аппараты могут легко заглянуть в самые труднодоступные уголки нашей планеты, куда очень трудно сна-
рядить археологические экспедиции. Тем более что и достойные цели для своих исследований археологи получают, анализируя информацию с орбиты.

К сожалению, археологическая наука долгое время получала космическую информацию «по остаточному принципу» и лишь по мере рассекречивания данных того или иного «спутника-шпиона». Ученые даже не знали, существует ли соответствующая аппаратура для фотографирования из космоса с необходимым разрешением призрачных следов древних сооружений. Оказывается, требуемой четкости изображения военная космонавтика достигла еще в 70-е годы прошлого века, однако первому гражданскому ученому их удалось получить лишь в начале 1980-х годов.

Этим счастливчиком стал профессор Том Сивер. Американскому археологу пришлось долго убеждать руководство НАСА, сотрудничавшего в этом направлении с Пентагоном, о необходимости рассекретить ряд инфракрасных изображений, на которых были видны остатки древнейших индейских стоянок в районе Скалистых гор и Большого каньона. Сиверу также удалось обнаружить несколько заброшенных городов в джунглях Центральной Америки.

Настоящим праздником не только для профессионалов, но и для любителей стала свободная реализация с 1 января 2000 года высокоточных изображений земной поверхности, позволявших увидеть даже метровые детали рельефа. Эти снимки до сих пор поступают со спутника НАСА 1КСЖ08, который после запуска в сентябре 1999 года был забракован
Пентагоном и «подарен» научному сообществу. Спутник выполняет снимки в панхроматическом режиме (черно-белое изображение во всем видимом спектре) и с помощью фильтров (инфракрасный, красный, зеленый, голубой).

В поисках Атлантиды

Следует заметить, что найти древние руины по спутниковым изображениям далеко не просто. Тем более это касается сенсационных открытий таких величайших загадок древности, как Атлантида, Пацифида, Лемурида…

Например, одна из последних «компьютерных сенсаций» об открытии следов «подводного города атлантов» у западных берегов Африки на поверку оказалась лишь необычной структурой гигантских по дайне волн, которые иногда возникают в прибрежных водах.

Дистанционное зондирование земной поверхности действительно позволяет разглядеть следы дорог, оборонительных валов и городских стен даже под слоями вулканической лавы или толщей морской воды. Однако при этом видеоинформация обрабатывается с помощью сложнейшего программного обеспечения.

Первичные изображения также не получают только с помощью обычных фотоаппаратов. Тут используются и приемы инфракрасной съемки на пленку с «ложным цветом», и лазерное сканирование, и локаторы «искусственной апертуры», пробивающие облачный покров, и микроволновая локация, выявляющая приповерхностные неоднородности фунта.

Применение всего этого внушительного арсенала позволило «орбитальным археологам» сделать череду важных археологических открытий. Среди них — исследования окрестностей величественного буддийского храмового комплекса Ангкор-Ват XII века. Оказалось, что переплетение джунглей скрывает громадную обжитую территорию, которую открыла аэросъемка с локатором «синтетической апертуры». При этом были зафиксированы микрорельеф и даже изменение влажности почвы, что и показало следы домов, густой сети дорог и каналов. Другой пример касается новых древнеегипетских археологических объектов в дельте Нила.

Похоже, что недалек тот день, когда археологи покинут пределы нашей планеты и начнут раскопки среди лунной пыли и песков Марса. И эта наука поиска древностей станет космической…

Оставить комментарий