Подземное Дивногорье — путь к храму

«Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом…» — так написал Игнатий Смольнянин, сопровождавший митрополита Пимена в его поездке в Царьград в 1389 году. Сейчас меловые столбы — одно из природных чудес Дона, давшее название целой местности, Дивногорью, — в основном уничтожены. Они были безжалостно срублены во время строительства железной дороги. Но сохранилось в Дивногорье еще одно чудо. Это восстановленный руками священников, ученых, шахтеров и просто людей, неравнодушных к истории
России, знаменитый Дивногорский подземный монастырь.

Апостол на Дону

Путь к храму может быть разным. Для кого-то он начинается с Дивногорья. Люди, которые там побывали, на вопрос, что это такое, отвечают восторженно: «О, Дивногорье, да-да, обязательно туда съездите, там красиво!..» — и не могут объяснить, почему они вновь приезжают на берега Дона.

Но Дивногорье — это не только красивая местность. Именно здесь возникли, что называется, «сами по себе» удивительные подземные русские монастыри. Их создавали местные жители не по приказу, а потому, что было что-то издавна заложено на белоснежных, меловых берегах Дона. Существует предание, что один из учеников Иисуса Христа — апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия был в верховьях Дона. Здесь он за тысячу лет до крещения Руси основал первые христианские общины среди язычников, населявших эти места. Чтобы уберечься от насилия со
стороны языческого мира, общинам нужно было надежное укрытие. И именно для того времени было характерно устройство христианами обширных пещер-катакомб. А апостол Андрей передал людям инженерные секреты создания подобных сооружений.

Над пещерной горой минуло тысячелетие. По Дону поплыли корабли купцов с товарами. Здесь прошел знаменитый торговый путь «из варяг в греки». За купцами пришли разбойники. Они-то постепенно и вытеснили христиан из пещер.

Сеть подземелий

Возникли сохранившиеся до сих пор монастыри еще в середине XVII века. Это была последняя волна подземного строительства на Руси. Первая привела к появлению рукотворных пещер Киево-Печерской лавры и Псково-Печерского монастыря. Время появления самого известного, Дивногорского подземного монастыря было периодом жестокой борьбы за сохранение существования украинской нации. Шло интенсивное «ополячивание» страны. Под давлением католиков православные украинские монахи перебирались на север и находили приют в братской России. С собой они уносили не только веру своих отцов, но и навыки создания подземных церквей.

По преданию, летом 1638 года на Дон пришли два инока. Им понравились живописные, тихие места около меловых столбов, названных местными крестьянам за их причудливую форму Малыми Дивами. Собственными руками вырубили иеромонахи Ксенофонт и Иоасаф небольшую пещеру длиной всего в 23 сажени. Здесь около освященной впоследствии подземной церкви Иоанна Предтечи они и были похоронены. От этой небольшой пещеры и пошли подземные комплексы Дивногорского Успенского монастыря, одного из интереснейших и своеобразных памятников
церковного зодчества.

Подземные кельи, скиты, монастыри в продолжение полутора веков строили на берегах Дона местные жители. Так, в 1796 году Мария Шерстюкова приступила к созданию еще одного монастыря. Она была «разгульной» женщиной, колдуньей, бродившей по горам для сбора лекарственных трав. Но неожиданно люди поверили ей. И вот потянулся народ к вырытой ею небольшой пещере.

Православное духовенство настороженно отнеслось к деятельности бывшей колдуньи. Только в 1866 году община получила статус скита. Сейчас на этом месте находится Белогорский Воскресенский монастырь, заложенный когда-то Марией Шерстюковой. Протяженность его пещер составляет более двух километров.

Величественное зрелище

Согласно документам, Дивногорский монастырь основан в 1653 году. В меловых столбах у Малых Див была выбита первая пещерная церковь. К началу XX века монастырю принадлежали три пещерные церкви: Иоанна Предтечи в Малых Дивах, Сицилийской иконы Божией Матери в Больших Дивах и небольшой храм в пещере со странным названием «Ухо».

Еще совсем недавно почитаемый монастырский комплекс Иоанно-Предтеченского пещерного храма представлял собой ужасающее, хотя и величественное зрелище. Пройдя через сломанную проржавевшую решетку, ты оказывался в начале длинной подземной галереи — обязательного элемента большинства подземных комплексов. Темные стены отполированы многочисленными прикосновениями. Трудно представить, что под вековым слоем копоти и грязи скрываются белоснежные меловые породы, в которых прорыты галерея, кельи и церковь.

Узкий проход то плавно изгибается, то неожиданно «карабкается» по неровным ступенькам вверх, чтобы потом круто спуститься вниз. Каждый его изгиб не случаен и связан с пересечением галереи и легко обрушивающихся пород. Строители наиболее древней части монастыря чувствовали землю, как живое существо, и обходили все опасные места. Наверное, по-этому, в отличие от более поздних подземных сооружений, свод галереи не обрушился от времени.

Темная галерея «обегала» вокруг церкви — центра подземного комплекса. По ней во время больших церковных праздников медленно двигался крестный ход. Долгий, с многочисленными поворотами переход по ней как бы символизировал извилистый путь, которым идут православные по наполненному страданиями и соблазнами миру.

Галерея неожиданно «ломается» под почти прямым углом. На месте поворота сооружена небольшая шестиугольная часовня с вырубленными в стенах киотами. В них стояли древние иконы православных святых, молитвами и благочестивыми советами помогавших на трудной житейской стезе. Сделав широкий полукруг, галерея неожиданно выводит в подземную церковь Иоанна Предтечи. Церковь создана в традициях каменного зодчества. Только стены и поддерживающие своды столбы вырублены в монолитной горной породе. Днем, когда в церковь проникает яркий солнечный свет, наиболее полно ощущается ее необычайно большой объем. Высота ее сводов почти 5 метров. Это в 1,5 раза выше самого большого храма Киево-Печерской лавры. Под аркой, отделяющей алтарную часть от церкви, и сейчас еще сохранились остатки древней живописи. Это «Тайная вечеря», написанная в непривычных коричневых тонах. За каменными Царскими вратами, составляющими предмет гордости монастыря, возвышался огромный вырубленный в горной породе крест с датой освящения жертвенника церкви.

После ликвидации монастыря и организации в его зданиях дома отдыха в подземной галерее появилось привидение. Смелые мужчины среди отдыхающих, рисковавшие пройти по подземной галерее, рассказывали, что иногда встречали там «белого старика». Он медленно выходил из шестиугольной часовни, держа в руках еле тлеющую лампадку, с трудом освещавшую темное лицо с белоснежной бородой. Старик что-то невнятно говорил, затем прислонялся к стене и как бы «тонул» в ней.

Чудотворная икона

Второй из подземных храмов Успенского Дивногорского монастыря — церковь Сицилийской иконы Божией Матери — располагается в нескольких километрах, в Больших Дивах. Про этот храм тоже рассказывают немало легенд и преданий. Одна из них объясняет происхождение названия храма. Сицилийская икона Божией Матери попала на Русь еще в X веке и находилась в Больших Дивах. О ней мало кто знал, пока в XIX веке в Острогожск не пришла холера. Одной из жительниц города было видение — явившаяся к ней во сне Богородица сказала, что надо принести икону в город и совершить крестный ход, и тогда болезнь уйдет. Однако про такую святыню никто не знал. Только один старец вспомнил, что в Больших Дивах есть похожая икона. После того как икона была принесена в город, болезнь и правда ушла из Острогожска. С этого момента икону стали почитать как чудотворную. Интересно, что название иконы — Сицилийская — местные жители переделали в Исцилийскую, помня, видимо, о ее чудесной силе, спасшей их от мора. Жители окрестных городов и деревень просили дозволения на время привозить икону в их селения, чтобы избавиться от напастей. С иконы было сделано несколько списков, один из них хранится сейчас в храме в Больших Дивах.

У этой церкви тяжелая судьба. После закрытия Дивногорской обители в 1924 году ее посещали туристы. Местные жители назвали их «дикими». Визитеры «увенчали» своими именами белоснежные стены подземного комплекса. Своды церкви покрылись копотью от многократного разжигания посреди храма костров. А в 1984 году здесь произошла трагедия. Двое студентов подрубили податливый меловой столб между двумя окнами, и обрушилась часть внешней стены. Один из студентов погиб, другой стал калекой.

Возрождение

Казалось, комплекс безвозвратно погиб. Однако в декабре 1988 года на территории монастыря был создан музей-заповедник. Его организаторам удалось совершить почти невозможное: остановить разрушение церкви и возродить рухнувшие своды. Воронежские спелеологи подвели почти семиметровую железную опору, обложили ее каменными блоками и надежно заделали пролом во внешней стене.

Потом пришла очередь растрескавшихся сводов церкви. Специалисты из горной лаборатории Эстонии сделали необходимые расчеты, а шахтеры закрепили потолок специальными металлическими штангами, спрятанными в горной породе. Сотрудники заповедника расчистили святой источник, находящийся на территории монастыря. Над криничкой, как ласково называют родник местные жители, сооружена открытая часовенка. Даже в самый жаркий день здесь прохладно и тихо; и всегда тут люди, жаждущие исцеления…

Верующие из близлежащих станиц навели порядок в алтарной части церкви. В одном из киотов появилось нарисованное чьей-то не очень умелой рукой изображение Христа. Как и прежде, зазвучали под сводами храма старинные напевы молитв. Ведь когда-то монастырь славился дивным пением, умилившим побывавшего в нем Петра I.

Сегодня Дивногорский Успенский монастырь восстановлен. Сюда не прекращается паломничество верующих со всех уголков России. Как и прежде, он стал духовным центром Воронежской области. И люди, приезжающие в монастырь, чтобы посмотреть на уникальный памятник, часто возвращаются домой другими — одухотворенными. И это не случайно. Ведь камень пещерных монастырей сохранил мысли, чувства и молитвы простых людей, создавших это рукотворное чудо на берегах Дона

Оставить комментарий