Гномы Не Терпят Насмешек

Самый популярный в Кёльне фонтан, с которым связана легенда о трудолюбивых гномах, можно считать памятником женскому любопытству. Хотя ничего предосудительного эта женщина не сделала. Подумаешь, захотела узнать, откуда в кошельке ее благоверного берутся деньги! Того же самого хотят женщины во всем мире.

Помочь хорошему человеку

Но гораздо раньше памятника появилась легенда о кёльнских гномах. Дескать, тайных подмастерьев лучше не сыскать. Зачем им было таиться? А чтобы избежать всенародного искушения получать все за здорово живешь. Вот и определили они порядок — кому, когда и как помогать. Критерии отбора нам неведомы.

Однажды попал в поле их зрения некий портной, весьма старательный. Камзолы, сшитые им, сидели на клиентах как влитые. Портной хоть и не бедствовал, но все же кошелек, случалось, был почти пуст. А все дело в том, что над каждым заказом работал он кропотливо и подолгу. Уж очень был совестливый. Как тут заработаешь?

И вдруг все враз переменилось. Народная молва приписывает это некоему секретному сговору портного с гномами. Он начал ходить по пивнушкам, покупать дорогие кушанья и щедро одаривать женушку златом-жемчугом.

Ей бы порадоваться за муженька, окружить его заботой… Ан нет! Заметила она, что, едва солнце садилось, брал портной заготовки и уходил в подвал под благовидным предлогом: проверить, не покрылись ли плесенью подвешенные к крюкам колбаски или что-то в этом духе. А наутро манжеты, подзоры, клапаны, канты и другие детали одежды превращались в готовое платье. А муж-то, вернувшись из подвала, и не думал браться за работу, а ложился в постель и сладко засыпал под теплым боком женушки.

Любопытная жена

Портной не жадничал. Жене подарками угождал, детей баловал. Чего ей на всем готовом не жилось? Но вот заело фрау: откуда все берется? Однажды ночью, оставив муженька в спальне, спустилась любопытная женщина в подвал. И услышала хор тоненьких голосов, поющих незатейливую песенку. Отворила дверь — голоса смолкли. В подвале никого не оказалось.

А назавтра хитрая женщина засветло спустилась в подвал. На этот раз певуны быстро скрыться не смогли, и жена разглядела помощников мужа. Вот чудеса! Это что за малышня такая сидит и шьет камзолы? И так рассмешили ее маленькие помощники с их колпачками, башмачками и нехитрыми песенками, что схватилась она за бока — и ну хохотать!

Может быть, гномы (а это были именно они) женское любопытство простили бы. Но вот не смогли их трепетные души перенести насмешку. Обиделись маленькие человечки, все как один высыпали из подвала — и ходу из Кёльна. И снова пришлось портному дни и ночи корпеть над шитьем…

В скульптурной композиции, украшающей фонтан в Кёльне, отображен, так сказать, весь спектр деятельности гномов. Ведь они кому только не помогали! Плотникам и мясникам, пекарям и пивоварам…

Герои просят бронзы

Сказочные герои часто вдохновляют художников и скульпторов на создание прекрасных произведений искусства. Так, в XIX веке в центре Кёльна была сооружена скульптурная композиция, посвященная гномам.

Согласно легенде, ушли гномы гордо. Однако кёльнцы, а следом за ними и остальные жители Германии решили попытаться вернуть их.

Сегодня в стране, насчитывающей 84 миллиона жителей, 40 миллионов гномов. Причем, как утверждают знатоки вопроса, ежегодно их число увеличивается на два миллиона.

Стоят они в парках и на лужайках перед домами. Пусть хоть в таком обличье будут рядом, рассудили немцы. Да, песен не поют, на конвейере «Фольксвагены» не собирают и национальной сборной по футболу не подыгрывают. Иначе она Кубок мира уже не раз завоевала бы.

Зато эти миллионы маленьких человечков с седыми бородками охраняют хозяйское добро. Впору говорить о заполонении гномами садов, на что в романе «Гарри Поттер и Тайная комната» жаловался один из героев. Гномы — когда глиняные, когда деревянные — подпирают садовые деревья, а иногда на крыши взбираются.

От кого они дома и сады берегут, непонятно. В законопослушном государстве даже переход улицы на красный свет — событие едва ли не общенационального обсуждения. О каких преступниках может идти речь? Но немцы — народ осторожный и предусмотрительный. А чем черт не шутит, вдруг что-нибудь из ряда вон выходящее случится?

Гномы стали частью окружающей среды. И немцы решили: захотят беглые гномы вернуться к прежним обязанностям — пожалуйста, полная им амнистия.

Правда, если полвека назад 60 процентов немцев считали их неотъемлемой частью дизайна, то теперь к ним относятся как к предмету кича. В чем причина перемен? Эдгар Пиль, один из руководителей Института изучения общественного мнения в Алленсбахе, рассуждает так:

— Для многих немцев садовый гномик долгие годы был олицетворением работящего хозяина. Нынче на вопрос, что для него самое важное, немец говорит не «много и хорошо работать», а «получать удовольствие, наслаждаться жизнью».

По этой причине понятно желание гномов оставаться в тени, тех же садовых деревьев к примеру. Сказочные существа не уверены в том, что будут приняты с распростертыми объятиями.

Нигде, кроме Кёльна

Есть подозрение, что Кёльн гномы зря облюбовали. Здесь якобы никогда не любили трудиться: тот же Кёльнский собор больше шести веков строили. Вот уж долгострой, каких поискать. А старательный портной — исключение из правил. Какой же уважающий себя гном придет на помощь лентяю?

Но кёльнцы верят: гном сменит гнев на милость. Надежду делом крепят. На традиционном городском карнавале маленький человечек — один из главных персонажей. Его славят и поют гному песни.

Примечательная деталь: центральная фигура фонтана в Кёльне — жена портного с фонарем в руках.

Ее окружили не менее дюжины гномов. Кёльнцы вокруг памятника прогуливаются, словно пытаются приглянуться сказочным человечкам, авось кто-то удачу принесет…

А коли удача улыбнется, имеет смысл вспомнить: исход гномов в неведомые пределы связан с женской привычкой совать нос в мужские дела. Причем с непременным советом, что и как следует мужчине делать.

Однако великих мастериц среди тех же портных, не говоря уж о плотниках, кулинарах, гончарах, пивоварах, — единицы. Сплошь мужчины…

Но это несправедливо, решили в Гревенроде, коммуне в Тюрингии. Рейнхард Грибель, представитель четвертого поколения фирмы, являющейся законодательницей моды на садовых гномов, решил выпускать маленьких человечков… женского пола. Чаще всего эта особа выглядит как безупречная немецкая дамочка: кружевной белый передничек поверх синей юбки, красная шапочка с помпончиком.

А вот еще одна, в ночной рубашке и колпаке. Погоди, на кого она похожа? Уж не на портновскую ли женушку?! И что, такая же любопытная, за что и удостоена памятника?!

Оставить комментарий