На горшок: когда приучать малыша

Процесс приучения к горшку — важный этап в развитии малыша. И каким он будет для ребенка: интересным и быстрым или, напротив, долгим и мучительным — полностью зависит от родителей.

Многие мамы считают, что чем раньше они начнут сажать ребенка на горшок, тем быстрее он научится им пользоваться. На самом деле, все далеко не так. Туалетные навыки, как и любые другие, формируются в определенном возрасте. Согласитесь, сложно научить ребенка свободно передвигаться по комнате в год, читать в 2 года и говорить на иностранном языке в 4 года. Для того чтобы обучение приносило плоды, необходимо проверить, готов ли ваш ребенок к этому физиологически и психологически. Педиатры утверждают, что правильная оценка готовности малыша к обучению — первый шаг к успеху.

Первый блин комом

Наверняка по совету подруги, мамы или старшей сестры вы не раз пробовали посадить ребенка на горшок в возрасте до года, и именно тогда впервые столкнулись с трудностями. Наиболее вероятным объяснением неудачи является отсутствие готовности ребенка к обучению, а не уровень умственного развития или характер, как ошибочно считают многие мамы. Если ребенок физически не готов учиться, любые попытки посадить его на горшок будут встречены расстройством и отказом, что чревато ухудшением отношений и возникновением психологических препятствий на пути к успеху. Как же понять, что время пришло?

Делу время

Российские и зарубежные педиатры рекомендуют начинать приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев, так как именно в это время ребенок физиологически и психологически развит настолько, что может сознательно контролировать мышцы мочевого пузыря и кишечника.

Более того, внимательные родители наверняка заметят и другие признаки, указывающие на то, что оптимальное время для начала процесса обучения наступило. Об этом свидетельствует, например, способность ребенка оставаться сухим в течение минимум двух часов, появление фразовой речи, попытки подражать взрослым, когда кто-то из них пользуется туалетом, умение снимать с себя одежду, а также демонстрировать, что подгузник промок или испачкался и что его пора менять.

Экспертная группа при Союзе педиатров России считает, что обучение ребенка навыкам опрятности проходит быстрее и проще, если ребенок физиологически готов к этому, что происходит примерно в возрасте около 18 месяцев.

Почему именно после полутора лет?

Высаживая на горшок ребенка, который еще не осознает своих физиологических потребностей, можно научить его писать по команде. Ребенок в таком случае реагирует на какое-нибудь ключевое слово. Это скорей дрессировка, чем обучение. И впоследствии, когда начинается «кризис первого года», кроха может отказаться подчиняться.

Нет смысла приучать к горшку ребенка, который еще не чувствует, как работает его кишечник. Или когда он физически не может контролировать мочеиспускание. Все эти навыки приходят только после первого года жизни, часто ближе к двум годам. Только тогда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Ребенок начинает осознавать, когда готов сходить «по большому», и может сдерживать себя. В этот момент уже можно приучить ребенка к горшку.

Еще один важный момент: нужно, чтоб малыш мог просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут подряд. Раньше года дети на такой «подвиг» обычно не способны.

Плюсы своевременного приучения ребенка к горшку:

  • Ребенок способен понять смысл процесса и достичь успеха за менее продолжительное время
  • Меньше стрессов и требований, предъявляемых к ребенку
  • Более интенсивный процесс обучения ребенка
  • Ребенок получает удовольствие от обучения и сам задает темп для последующего научения

Как показывают исследования, матери, которые начинают приучение к горшку в возрасте до 1 года, тратят на это больше года! Поэтому прежде чем начать процесс формирования у ребенка туалетных навыков, проверьте, готов ли он к нововведениям. Ведь нет ничего страшнее для малыша, чем принуждение делать то, что ему пока не под силу.

Ребенок готов к приучению к горшку, если…

  • Он ходит в туалет примерно в одно и то же время.
  • Остается сухим во время прогулки и после сна 2 часа подряд.
  • Понимает, что происходит, кряхтит и приседает во время «процесса».
  • Может снять штанишки и сесть на горшок.
  • Ощущает дискомфорт, находясь в мокром белье, хочет быть чистым и опрятным.
  • Ищет одобрения родителей, похвалы, выполняет простые просьбы.
  • Проявляет интерес к горшку, желая ходить без подгузника, «как большой».

Новая игра

Попробуйте превратить обучение в веселую игру. Посадите ребенка на красивый, удобный горшок. Разложите вокруг игрушки. Объясните, зачем нужен горшок, и поиграйте с малышом, напоминая иногда, что нужно делать на горшке.
Хорошо в этом возрасте действует пример старших детей. Если ребенок увидит, как другие дети сами садятся на горшок, возможно, он тоже захочет быть «как большой». И тогда вы сможете без труда приучить ребенка к горшку.

Высаживайте своего кроху на горшок на несколько минут вскоре после кормления, до и после сна, перед прогулкой и после нее. Старайтесь не заставлять его садиться на горшок, потому что «так надо», а угадывать его желание отправить естественные надобности. И самое главное не ругайте малыша, спокойно и положительно относитесь к неудачам и хвалите даже за самый маленький успех.

Оставить комментарий