Большая разница в возрасте.

В маленьком английском городке Уайтфилд состоялось бракосочетание Эллен Шеннон и Пита Уэлленса. Тут было все — и белое платье с фатой, и черный фрак, и многоэтажный свадебный торт, и банкет с диско, и родственники, украдкой вытиравшие слезу умиления… Словом, ничего необычного. Кроме одного обстоятельства — большая разница в возрасте. 54-летняя невеста была на 27 лет старше своего избранника, а самый младший из ее троих сыновей на четыре года старше своего отчима. Несколькими месяцами раньше викарий Объединенной реформистской церкви отказался венчать пару, сославшись на то, что этот союз не может просуществовать долго. Однако влюбленные, кстати, прожившие к тому времени семь лет вместе, проявили упорство и настойчивость, добиваясь разрешения на брак. Разрешение было получено, и счастливая пара отметила свое бракосочетание в кругу семьи и друзей.

Пары с большой разницей в возрасте — не такая уж редкость. Однако, если разница в пользу мужчины, то общество снисходительно относится к таким парам — дескать, что поделаешь, как известно, седина в бороду… Но когда разница в пользу женщины, тут уж общество неумолимо. Восстают все, от близких родственников с обеих сторон до случайных знакомых. Женщину наделяют всевозможными эпитетами, а мужчину жалеют и всячески пытаются отговорить и "открыть ему глаза". Я даже знаю одну мамашу, которая не пожалела трех тысяч долларов на колдунью, чтоб навести порчу на свою невестку. Невестка провинилась только тем, что была старше мужа на двенадцать лет.

Почему же окружающие встречают брак, где женщина старше мужчины, что называется, "в штыки"? Причин для этого несколько.

1. Женщина прежде всего рассматривается как будущая мать, способная произвести на свет здоровое потомство.

Если женщина старше своего двадцатисемилетнего избранника на двадцать семь лет, то вряд ли можно говорить о потомстве вообще, во всяком случае, в этом союзе. Зачастую такие супруги остаются бездетными. Здоровое общество не может приветствовать то, что приводит к его вырождению. Однако, когда супруги, близкие по возрасту, сознательно не обзаводятся потомством, бездетность не встречает такого осуждения, как у пар с  разницей в возрасте.

2. Женщина — живой организм, и она подвержена всем естественным процессам, в том числе и процессу старения.

Если до определенного возраста этот процесс может быть совершенно незаметен, то потом его признаки бывают все более и более очевидны. Мужчина, намного младше своей супруги, еще не вступил в эту пору, да и стареет сильный пол позже женщин. Супруга уже не привлекает своего мужа сексуально, и союз сам по себе распадается. Такие браки кратковременны, говорит общество, а мы заинтересованы в прочной семье как гарантии стабильности. Но давайте вспомним, сколько пар ровесников распадается? Согласно статистике — каждая третья. И некоторые пятидесятилетние дамы дадут фору двадцатилетним по внешнему виду и умению быть женщинами.

3. Подобный брак заключается заведомо по расчету.

Молодой мужчина подыскивает пожилую, материально обеспеченную, но обделенную мужской заботой женщину, очаровывает ее и прибирает к рукам ее средства. Такое случается сплошь и рядом. Но ведь и среди ровесников женитьба в корыстных целях — явление весьма распространенное. Вспомним хотя бы Кристину Онассис, которая с завидным постоянством выходила замуж за альфонсов, использующих ее и даже не скрывающих этого. А ведь все они были с ней в одной возрастной группе! Да и кто сказал, что брак по расчету обречен на неудачу? Как гласит одна поговорка — главное, чтобы расчет оказался верен.

4. Союз двух разновозрастных людей бросает вызов обществу.

Все нужно делать так, как положено. Точка. Нарушение устоев — вот чего общество простить никак не может. И борется против этого всеми возможными способами. Причем, как мне кажется, это самая веская причина для осуждения чего-либо, все равно, чего.

История знает немало примеров, когда браки с большой разницей в возрасте были в пользу женщины оказывались удачными и плодотворными. Сальвадор Дали, гениальный испанский художник, встретил Елену Дьяконову, когда ей было 37, а ему — 26 лет. Гала (с ударением на последнем слоге), как она сама себя называла, была тогда замужем за французским художником Полем Элюаром. Дали был "человеком со странностями" — в частности, он боялся переходить улицы, боялся женщин и поэтому оставался девственником. Тогда он только начинал свою карьеру, был беден и безвестен. Гала угадала в нем незаурядную личность. Оставив мужа, она посвятила свою жизнь художнику, терпя лишения, бедность, унижения, подталкивая и вдохновляя его. Она была его менеджером, его агентом, его промоутером. Она была его музой. Ее образ присутствует в каждой его картине. Благодаря ей он стал Великим Дали. После смерти Гала он утратил всякий интерес к жизни. К нему вернулась неврастения, и он ничего уже не создал.

Второй пример — Бенджамин Дизраэли, блистательный английский политик и оратор, дамский угодник, прославившийся в свете своими любовными похождениями. Когда ему было 35 лет, он женился на вдове своего соратника по партии тори, Мэри-Энн Уиндхэм-Льюис, которая была на 12 лет старше его. Дизраэли, при всем своем блеске и видах на будущее, имел 40 тысяч фунтов долга, а Мэри-Энн была весьма и весьма богата. Дизраэли не верил в любовь. Более того, он не верил в брак! "Каждая женщина должна выйти замуж, но каждый мужчина при этом должен оставаться холостым" — говорил он. Мэри Энн была полной противоположностью Дизраэли. Она была экстравагантной и необразованной дамой, романтичной и абсолютно равнодушной к политике. Королева Виктория сказала как-то о Мэри-Энн: "Ее манеру одеваться еще можно терпеть, в конце концов, это ее личное дело. Но вот чего совершенно нельзя вынести — это ее манеру разговаривать…"

Мэри-Энн Уиндхэм-Льюис была намного старше Дизраэли. У нее было слабое здоровье. Они были совершенно разными людьми. Дизраэли женился по расчету, и его жена знала об этом. У четы Дизраэли не было детей. Но тем не менее, этот брак просуществовал 33 года. "Всем, чего я достиг, я обязан своей жене," — говорил британский премьер-министр Дизраэли. Мэри-Энн жила только для него. Она вдохновляла его на новые достижения, всячески поддерживая и оберегая его. Например, однажды Дизраэли ехал в парламент, чтобы произнести весьма важную речь. Он очень волновался, и вследствие этого захлопнул дверь кареты прямо на руку своей жены, перебив ей кость. Ни один мускул не дрогнул на ее лице, она проводила мужа ободряющей улыбкой, а когда он скрылся за дверьми парламента, просто упала в обморок от боли. Дизраэли отказался от титула Виконта Беконсфилд, уговорив королеву Викторию присвоить этот титул его жене — такова была его благодарность за все, что она для него сделала. После смерти Мэри-Энн Дизраэли почувствовал себя совершенно одиноким, даже серьезно подумывал об отставке.

Ну хорошо, скажешь ты, Дали, Дизраэли… У великих своя жизнь. С обыкновенными людьми все иначе! Если ты действительно так думаешь — то вот совершенно реальная история одной семьи. К сожалению, я не могу привести их настоящие имена, так как они пожелали сохранить инкогнито.

Муж, назовем его Олег, младше своей жены на 16 лет. Он явный технарь, профессионально востребован, материально обеспечен, по натуре лидер, в суждениях независим. Жена, назовем ее Анна — гуманитарий, женщина романтичная и непредсказуемая. Вместе больше 10 лет. До сих пор влюблены друг в друга. Олег искал настоящую женщину, и, встретив ее, проявил завидную настойчивость, добиваясь взаимности. По признанию Анны, она сопротивлялась поначалу, но весьма слабо — по причине влюбленности в Олега. Родители Олега были против подобного союза, но увидев, что сын счастлив, смирились с его выбором. Олег считает, что жена во многом помогала ему, ведя к успеху, закрепляя и развивая положительные качества. В начале семейной жизни между супругами были конфликты, подобные конфликтам других молодоженов, когда идет переход от состояния "Я" к состоянию "МЫ".

Олег является главой семьи, играет руководящую роль. Анна с удовольствием подчиняется. Но к ее советам всегда прислушиваются и очень их ценят. У пары много общих друзей, которые знают о разнице в возрасте и воспринимают это естественно. На мой вопрос — а не боишься ли ты стать непривлекательной для мужа в силу возраста, — Анна ответила:
— Понимаешь, если ты истинная женщина, то всегда стремишься быть на высоте, независимо от того, замужем ты или нет, старше или младше влюбленные в тебя мужчины — ведь в любой момент все может поменяться. И настоящие ценители-мужчины не смотрят на возраст, они доверяют своим ощущениям. И если звучит музыка и трепещут нервы — они рвутся в твое жизненное пространство, невзирая ни на что. А для себя, конечно, всегда надо стараться быть в хорошей физической и эмоциональной форме, но это уже для себя…

Вот такая история любви. И при чем здесь разница в возрасте?

Отлично, скажешь ты, но отсюда следует, что брак, где женщина старше, выгоден только мужчине. Она поддерживает мальчика, растит его, культивирует полезные качества, помогает ему стать человеком. Вот и выходит, что эти браки, как ни крути, заключаются по расчету.

Вовсе нет! В этом браке женщины выигрывают тоже. Возьмем пример — певица Мадонна и кинорежиссер Гай Ричи. Гай — представитель высшего английского общества, пасынок баронета сэра Майкла Лейтона и прямой потомок короля Эдуарда первого, того самого, на могиле которого начертана надпись: "Здесь лежит Эдуард первый, молот шотландцев" и которого прозвали Длинноногим. Выйдя замуж за Ричи, Мадонна поднялась по социальной лестнице до самого верха, приобрела право появляться в высших аристократических кругах. Кроме этих привилегий, которыми, кстати говоря, Мадонна не очень любит пользоваться, певица оказалась в фокусе лучших кинокамер. Гай Ричи сконцентрировал все свое внимание на жене, сняв уже два фильма с ее участием — "Swept Away" ("Утесенные морем") и "Revolver" ("Револьвер"). На подходе третья картина — "Love, Sex, Drugs and Money" ("Любовь, секс, наркотики и деньги"). Гай является режиссером всех ее последних видеоклипов. К тому же вкусы Мадонны в одежде и поведении были немного, скажем так, экстравагантно-эксгибиционистскими. После замужества с английским аристократом Мадонна пересмотрела свои манеры, и, по признанию самого Ричи, "уже не выглядит как дешевка".

Когда две полноценные сильные личности живут вместе, они плодотворно влияют друг на друга и вдохновляют друг друга. Возраст супругов не имеет никакого значения.

Конечно, в этой статье невозможно охватить все аспекты разновозрастного брака, который почему-то принято называть мезальянсом. Но одно можно сказать совершенно точно — возрастной вопрос всегда более важен для окружающих, чем для самой пары. Большая разница в возрасте является преградой только тогда, когда ее таковой делают, зачастую пытаясь замаскировать другие, более серьезные проблемы.

Пары, где женщина старше:

Пророк Магомет — его жена Хадижа
Оноре де Бальзак — Лора де Берни
Оноре де Бальзак — Ева Ганская
Фридерик Шопен — Аврора Дюдеван (Жорж Санд)
Жан-Жак Руссо — мадам де Варане
Наполеон Бонапарт — его жена Жозефина
Сальвадор Дали — Елена Дьяконова (Гала)
Бенджамин Дизраэли — его жена Мэри-Энн
Карл Маркс — его жена Женни
Андрей Вознесенский — Зоя Богуславская
Тим Роббинс — Сюзан Сарандон
Гай Ричи — Мадонна
Джастин Тимберлейк — Камерон Диас
Эштон Катчер — Деми Мур

Оставить комментарий