Золотой век советского космоса

Байконур — первый и крупнейший в мире космодром, находящийся ныне на территории Казахстана, в Кызылординской области, вблизи поселка Тюратам. Строительство Байконура стало огромным достижением советской науки и техники, настоящим прорывом в области космонавтики.

Сегодня уже мало кто знает, что изначально первый в мире космодром Байконур строился как испытательный полигон для советских межконтинентальных баллистических ракет. В начале 1950-х годов ракета Р-7, разработанная для доставки водородной бомбы, потребовала нового места для ее испытаний. Раньше все пуски советских ракет проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области, но его размеры уже не отвечали требуемым техническим условиям.

Дом для ракет

Правительственная комиссия спешно стала искать место для нового полигона. Требовалось найти обширный малонаселенный район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве. Рядом должна проходить железнодорожная магистраль, необходимая для доставки различных грузов, в том числе и крупногабаритных блоков ракет. Расстояние между стартом ракеты и местом падения ее головной части (полигон Кура на Камчатке) должно было составлять не менее 7000 километров. Рассматривалось несколько вариантов: Марийская АССР, Дагестан и Кызылординская область.

Первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Поэтому для ее успешного функционирования необходимо было иметь несколько наземных пунктов подачи радиокоманд: два симметричных, по обе стороны от места старта на расстоянии 150-250 километров, и третий — отстоящий от старта по трассе полета на 300-500 километров.

Этот фактор в конечном счете и стал решающим. Комиссия выбрала Кызылординскую область. В марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, а в дагестанском — в труднодоступной горной местности.

Для создания полигона было выбрано пустынное место в Казахстане, расположенное к востоку от Аральского моря, вблизи от железной дороги Москва —Ташкент. Местность носила название Байконур, что в переводе с казахского означало «богатая долина». В этом регионе насчитывалось более трехсот солнечных дней в году. Кроме того, чем ближе к экватору расположен полигон, тем легче производить пуск ракет.

Любопытно, что проект первоначально получил условное наименование «Тайга», для дезинформации западных разведок. Первый отряд военных строителей прибыл на Байконур 12 января 1955 года. А уже 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона.

Однако официальным днем рождения космодрома Байконур считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создана специальная войсковая часть для его обслуживания.

К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников. Общая численность военнослужащих составляла 3600 человек.

4 октября 1957 года с Байконура был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Он был выведен на орбиту с помощью боевой ракеты Р-7. Это стало началом космической эры.

Запуск искусственного спутника позволил американцам установить истинное местоположение главного советского ракетного полигона, и в известной степени рассекретить его. Но советское руководство пошло на такой рискованный шаг, чтобы закрепить за собой первенство в космической гонке.

3 ноября 1957 года состоялся старт «Спутника-2» с собакой Лайкой на борту. А осенью 1959 года ракета «Луна-2» впервые доставила земной управляемый аппарат на Луну. При этом одновременно с космическими стартами на Байконуре проходили испытания новых боевых ракет.

Огненный ад на старте

24 октября 1960 года на полигоне Байконур произошло серьезное ЧП. При испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошел взрыв, а потом — пожар. В результате погибли 74 человека, в том числе главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин.

Катастрофа была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности и желанием приурочить запуск плохо подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику — очередной годовщине Октябрьской революции.

Несмотря на обнаруженные неполадки в пусковой системе, ракету Р-16 все же решили испытать. Подавая пример бесстрашия, маршал Неделин сидел на стуле на так называемой нулевой отметке — примерно в семнадцати метрах от подножия ракеты.

Примерно за час до пуска прорвались разделительные мембраны топливных баков. Произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Огненная струя разрушила баки окислителя и горючего первой ступени. Затем разрушились баки первой ступени, после чего компоненты ракетного топлива вспыхнули. Грянул взрыв чудовищной разрушительной силы.

Расходившиеся от ракеты концентрические волны пламени распространялись с огромной скоростью и поглощали все на своем пути. Из огня выскакивали и бежали во все стороны горящие люди. Лавинообразное горение продолжалось около двадцати секунд, после чего остатки ракеты, агрегатов и пускового сооружения догорали еще два часа. Только после этого появилась возможность приступить к аварийно-спасательным работам.

При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола. Помимо маршала Неделина погибли заместитель начальника полигона инженер-полковник Александр Носов, начальники 1 -го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Евгений Осташев и Рубен Григорьянц, заместители Главного конструктора ОКБ-586 Лев Берлин и Василий Концевой.

Главный конструктор ракеты Михаил Янгель чудом остался жив. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчиненным, отошел в курилку. Это и спасло ему жизнь.

Трупы складывались в специальном помещении для дальнейшего опознания. Это было нелегко, так как многие погибшие были обезображены до неузнаваемости. Например, маршала Митрофана Неделина смогли опознать только по оплавленной звезде Героя Советского Союза.

Данные об этой катастрофе были засекречены, и первые упоминания о ней в советских средствах массовой информации появились только в 1989 году.

Путь в небо

19 августа 1960 года с Байконура был запущен «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. После семнадцати витков вокруг Земли космический аппарат успешно приземлился в заданном районе. Собаки вернулись на Землю живыми. После этого руководство СССР дало разрешение на подготовку полета человека в космос.

12 апреля 1961 года с космодрома стартовала ракета «Восток-1» — космический аппарат, впервые в мире доставивший человека на околоземную орбиту. Находившийся в космическом корабле Юрий Гагарин совершил один виток вокруг Земли за 1 час 48 минут. Затем «Восток-1» успешно приземлился в Саратовской области. С этого момента управляемые полеты с человеком на борту стали обычным делом.

С начала 1970-х годов испытания боевых ракет на Байконуре прекратились, и космодром стал использоваться исключительно для нужд «гражданского космоса».

В феврале 1986 года был выведен на орбиту базовый блок орбитальной станции «Мир», к которому позднее пристыковали еще шесть модулей. Станция «Мир» стала своеобразной космической гостиницей: на ней побывали 104 космонавта из двенадцати стран, в том числе и 44 американских астронавта.

15 мая 1987 года на Байконуре состоялся первый запуск ракеты носителя сверхтяжелого класса «Энергия». А через год — запуск многоразовой транспортной системы «Энергия» — «Буран». По окончании полета орбитальный корабль «Буран» произвел автоматическую посадку на аэродром «Юбилейный», расположенный в северной части космодрома.

Всего на Байконуре за советский период было запущено более 1200 космических аппаратов различного назначения и более 100 боевых межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 типов военных ракет, более 80 типов гражданских космических аппаратов и их модификаций. Именно с Байконуром связан настоящий золотой век советского военного и гражданского космоса.

Оставить комментарий