ТРИ высоты ГЕОРГИЯ БЕРЕГОВОГО

В 2015 году исполнилось 20 лет со дня смерти летчика-космонавта Георгия Берегового. Боевой летчик, прошедший всю войну, а затем покоривший не только небо, но и космос, он был по-настоящему великим сыном великой эпохи.

Георгий Береговой за свою жизнь взял три главные высоты в профессии пилота: летчик-штурмовик, летчик-испытатель и летчик-космонавт. Но главной всегда считал первую из них. Он родился 15 апреля 1921 года в украинском селе Федоровка. Вырос в Енакиево — городе шахтеров и металлургов. Это было время, когда создавалась и расправляла свои крылья советская авиация. В 1930-х годах она вышла на путь больших свершений: героическое спасение челюскинцев, выдающиеся перелеты экипажей Чкалова и Громова, высотные и скоростные рекорды Коккинаки, Алексеева, Нюхтикова.

Путь в небо

О первых героях, прославивших Родину как великую авиационную державу, Жора слышал от старшего брата Виктора, работавшего в 1930-х годах в енакиевском аэроклубе. В результате с 10 лет мальчик заболел авиацией. Занимался авиаделом, участвовал в соревнованиях. А когда в Енакиево открылась детская техническая станция, стал инструктором. Помогал сверстникам конструировать авиамодели.

После 8 классов пошел работать учеником электрослесаря на завод. В 15 лет уже помогал строить настоящий планер. Георгий все вечера проводил в планерной школе: помогал вытаскивать чудесных «птиц» на старт, ремонтировать, мыть… Жадно слушал руководителя на занятиях. Планерную школу преобразовали в аэроклуб. Георгий одним из первых начал выполнять фигуры высшего пилотажа и выполнять роль инструктора. Уже тогда все отмечали, что из него явно «выйдет толк».

15 декабря 1938 года погиб знаменитый летчик-испытатель Валерий Чкалов. А 16 декабря того же года Георгий Береговой сделал первый шаг в большую авиацию — стал курсантом Луганского военного авиационного училища имени Пролетариата Донбасса. Он с упоением изучал теорию полета и конструкцию машин, аэродинамику и
устройство двигателя. Но самыми любимыми, конечно, были практические занятия на аэродроме.

Быстро бежали дни учебы. Все увереннее бороздил воздушный океан молодой летчик. Весной 1941 года начались госэкзамены. К 20 июня в зачетке стояли все отметки. Осталось одно — получить приказ о назначении в часть, на стажировку.

«Не будешь думать — собьют!»

Сигнал боевой тревоги пробудил курсантов утром 22 июня. Начальник училища сказал кратко: военную стажировку будете проходить в огне войны. Назначение Береговой получил на Калининский фронт. Свою карьеру боевого летчика он начал в разведывательном авиаполку. Ему было всего 20 лет, но воевал он не по годам умело.

В конце года полк, где служил Георгий, принял на вооружение самолеты Ил-2. В кабине штурмовика летчик воевал на Калининском, Центральном, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. На Курской дуге, над днепровскими переправами и многострадальной землей Правобережной Украины, в небе Польши, Румынии и Венгрии пролегли боевые маршруты самолета Ил-2 Георгия Берегового.

Смерть подстерегала летчика и на земле, и в воздухе. Но он не давался ей в руки. Везло? Наверное, да. Но не только. Было у летчика-штурмовика Берегового заветное правило: «Не будешь думать — собьют!» Ему он следовал сам и этому же учил своих подчиненных.

В октябре 1944 года за мужество и героизм гвардии капитан Береговой был удостоен звания Героя Советского Союза. А 10 мая 1945 года, будучи уже командиром эскадрильи, совершил свой предпоследний, 185-й боевой вылет. В мае 1945 года многие однополчане Берегового начали задумываться, чем они займутся после победы. У него сомнений не было: только летать, охранять небо Родины, готовить новых знающих, смелых летчиков. А для этого нужно было учиться и самому.

Летом 1945 года командир эскадрильи Береговой стал слушателем летно-практических курсов усовершенствованного командного состава. Вернувшись в полк, учил молодых летчиков и настойчиво совершенствовал свое мастерство. В 1948 году, узнав о курсах летчиков-испытателей, Береговой попросил зачислить его слушателем. Его наставниками стали искуснейшие пилоты Петр Стефановский и Юрий Антипов. Они передавали слушателям свой опыт испытания самолетов.

Георгий Береговой работал летчиком-испытателем 16 лет и испытывал самолеты 63 типов. За этот самоотверженный труд Береговой в 1961 году получил звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

«Особые мысли и чувства, — вспоминал Георгий Тимофеевич, — конечно, вызвали у меня те полеты, которые могли стать по какой-то причине последними. Такие полеты в жизни летчиков-испытателей встречаются — это не секрет…»

Стремление двигаться дальше в 1963 году привело опытного летчика, прошедшего горнило войны, в отряд космонавтов. Людей, открывающих человечеству просторы Вселенной.

Рекорд на орбите

Когда Береговой пришел в Центр подготовки космонавтов, ему было уже 42 года (в их числе 28 лет летной практики). Когда рассматривали его рапорт, кого-то смутил возраст. Все отобранные кандидаты оказались на 10, а то и более лет моложе… С тем же встретил Берегового и руководивший подготовкой советских космонавтов генерал Николай Каманин. «Понимаю, все понимаю! — сказал он, внимательно прочитав рапорт. — Но у меня приказ: брать не старше
30 лет…» Однако отступить Береговой уже не мог. Пробившись через все запреты, он добился своего.

Вновь учеба, тренировки, труд, труд и труд. С юношеской увлеченностью Георгий Береговой штудировал учебники, занимался на тренажерах, до мелочей изучал сложнейшую технику. Правда, многое Береговому уже было знакомо. Ведь авиация и космонавтика — близкие родственники.

Родственники, но не близнецы. В космосе действуют иные, свои законы, не совсем те и совсем не те, какие он учитывал при полете в атмосфере. Накопленный опыт нужно было преломить через призму новых знаний. И Георгий Береговой сумел это сделать.

Несмотря на свой опыт и возраст, он занимался вровень с молодежью, а порой и обгоняя ее. Это позволило ему войти в состав кандидатов на ближайший полет в космос. Наконец, комиссия дала добро.

26 октября 1968 года на космическом корабле «Союз-3» Береговой отправился в полет. На переднем крае борьбы человечества за познание Вселенной он провел почти четверо суток, совершив 64 витка вокруг Земли. Помимо выполнения сложных экспериментов по управлению кораблем в тени Земли, Береговой еще и установил своеобразный рекорд. На момент полета ему исполнилось уже 47 лет. Таким образом на тот момент он стал старейшим человеком, побывавшим в космосе. Этот рекорд продержался несколько лет, до 1974 года, когда на орбиту слетал 48-летний Лев Демин.

После полета на «Союзе-3» Георгий Береговой был награжден орденом Ленина и второй «Золотой Звездой» Героя Советского Союза. Заслуженный летчик-испытатель СССР официально стал летчиком-космонавтом СССР, а также генерал-майором авиации.

Первый космический полет Берегового стал единственным. После этого он пбрешел на административную работу. 15 лет руководил Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Можно сказать, что он продолжал осваивать космос, но уже силами своих учеников.

Георгий Береговой успел побывать депутатом Верховного совета СССР в 1974-1989 годах. В 1981-м стал лауреатом Государственной премии СССР. В 1987 году в звании генерал-лейтенанта авиации ушел в отставку. Вел большую общественную работу, написал несколько книг: «Земля — стратосфера — космос», «Космос — земля-нам», «Три высоты»», «Грань мужества», «Небо начинается на Земле», «По зову сердца». Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Оставить комментарий