Стыковка под звездами

15 июля 1975 года советский корабль «Союз-19» и американский «Аполлон» ушли в темную глубину космоса с необычной целью — им надлежало состыковаться на орбите. Но зачем это было нужно СССР и США — давним конкурентам по космической гонке?

Если глядеть из сегодняшнего дня, СССР и США 70-х годов прошлого столетия кажутся этакими монументальными глыбами. Но, увы, подобное впечатление обманчиво — монолиты могли в любую минуту рухнуть под собственной тяжестью.

Компенсация ошибок

В апреле 1975 года США наконец-то объявили об окончании войны с Вьетнамом. Эта бойня, длившаяся несколько десятилетий, стоила американцам 600 миллиардов долларов. Вместе с космической гонкой с СССР, которая, по нынешним ценам, обошлась США в 140 миллиардов долларов, эти проблемы поставили Штаты на край экономической пропасти. А Уотергейтский скандал 1972-1974 годов, когда президенту Никсону объявили импичмент и отправили его в отставку, почти завершил катастрофу. Срочно требовалось нечто позитивное, свежее.

Аналогичные проблемы испытывал и СССР. Плановая экономика исчерпала свои возможности и забуксовала. «Окормление» коммунистического движения во всем мире тоже пожирало колоссальные деньги. И взаимный полет в космос был как глоток свежего воздуха.

Хотя, как считают многие, главной причиной программы «Союз» — «Аполлон» со стороны СССР было желание советского руководства заполучить следующую Олимпиаду. Поэтому СССР следовало продемонстрировать свою лояльность к западному миру, а главное — к США.

Так что идея о совместном полете способствовала разрядке напряженности, позволяла экономить гигантские деньги, улучшала имидж обеих стран и представляла руководителей государств «белыми и пушистыми».

Так почему бы не полететь?

Обойдемся без филателистов!

Но первоначально идея совместного полета пришла в голову президенту США Ричарду Никсону. Это случилось еще в 1972 году — при встрече с Косыгиным. Следом к обсуждению подключились директор NASA Флетчер и президент Академии наук СССР Келдыш.

Помимо политического значения, у программы была техническая цель. СССР и США летали в космос давно, но в случае аварии на орбите помочь друг другу не могли. Необходимо было разработать стыковочные узлы и адаптировать системы радиосвязи и стыковки. К тому же программа помогала изучить возможности управления стыкованных кораблей, проверяла связь между кораблями и давала шанс проверить совместное управление из советских и американских центров.

В марте 1973 года NА8А объявило состав экипажей корабля «Аполлон». А через 2 месяца с составами экипажей определились советские представители. В первый экипаж вошли Алексей Леонов и Валерий Кубасов, во второй — Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третий — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвертый — Юрий Романенко и Александр Иванченков.

Командиром экипажа корабля «Союз-19» назначили Алексея Леонова, самого известного в мире советского космонавта после Юрия Гагарина. Именно он первым шагнул в открытый космос. Его партнер Валерий Кубасов был членом экипажа экспедиции «Союза-6», впервые поставившей уникальный эксперимент по сварке в космическом вакууме.

Командиром американского корабля стал Томас Стаффорд — командир «Аполлона-10», второго пилотируемого корабля, обогнувшего Луну. Миссия «Аполлона-10» запомнилась как генеральная репетиция перед полетом Нила Армстронга, первого человека на Луне. Известно, что Стаффорд тоже мечтал о высадке на лунную поверхность, но так и не сумел этого сделать. Так что, назначая его командиром, руководители полетов как бы компенсировали космические амбиции опытного астронавта.

В компании Стаффорда должен был лететь еще один известный астронавт Джон Суайгерт — один из героев аварийной эпопеи «Аполлона-13». Однако он попал в сомнительную историю, известную как «скандал с марками «Аполлона-15″». Как выяснилось, экипаж «Аполлона-15» нелегально провез на Луну и обратно 398 конвертов с почтовыми марками,
посвященными полету, с целью нажиться на их перепродаже после возвращения. Суайгерт в том полете не участвовал, но о плане своих коллег знал. Когда же началось расследование, он отказался давать показания и был отстранен от полетов.
Поэтому его место занял Вэнс Бранд, новичок в космосе. Третьим членом экипажа стал Дональд Слейтон, заместитель директора NASA по комплектованию экипажей.

Рукопожатие, которого не было?

15 июля 1975 года оба корабля ушли в небо. Уже на этой стадии не обошлось без проблем — так, у «Союза» перед взлетом вышла из строя телевизионная система. Если бы старт отложили, американцы могли бы и вовсе отказаться от полета — у них было множество противников проекта. Пришлось лететь с неисправностью, а на орбите Леонов с помощью охотничьего ножа, купленного в военторге за 5 рублей, сумел починить системы. Проблемы были и у американцев — у них заклинило люк, и всю ночь перед стыковкой астронавты его ремонтировали. Но главной проблемой полета было то, что «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 мм рт. ст.). А «Союзы» летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению сравнимой с земной. Чтобы решить эту проблему, к «Аполлону» присоединили дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры приближались к атмосферной системе нашего корабля. А проектировщики «Союза» ради такого случая снизили давление до 520 мм рт. ст.

17 июля 1975 года (через 2 дня после старта) советский и американский космические корабли благополучно состыковались. Подождав, когда выровняются атмосферы, космонавты открыли люк, и Леонов со Стаффордом протянули друг другу руки через шлюзовой тоннель. Этот знаменательный момент транслировали телевизионные программы всего мира.

В течение двух суток экипажи состыкованных кораблей знакомились с оборудованием, общались, проводили эксперименты, а потом разошлись и через два витка снова состыковались — проверяя стыковочный узел. Вторая стыковка едва не закончилась катастрофой — командир Слейтон ошибся, превысил скорость, чем перегрузил амортизаторы «Союза». К счастью, прочность штоков советского стыковочного узла оказалась запредельной. Он выдержал!

Но и это еще не все: после того как корабли расстались, «Союз» ушел на Землю, а «Аполлон» трое суток спустя приводнился в Тихом океане. При этом экипаж перепутал последовательность включения агрегатов, и в кабину стал всасываться ядовитый топливный выхлоп. Стаффорд успел раздать астронавтам кислородные маски, а потом
подоспели спасательные службы. Но более половины «летальной» дозы газов попало им в организм.

Ну а дальше был полный триумф: двухмесячные поездки экипажей по СССР и США, встречи, приемы, книги воспоминаний. Поразительно, но никакого технического продолжения, невзирая на успешность полета, не последовало! «Аполлон» сдали в музей, «Союзы» продолжали летать, но уже в одиночку, о взаимном сотрудничестве напрочь забыли. Но зачем же, в таком случае, были потрачены миллиарды долларов — неужели только для того, чтобы пожать друг другу руки на орбите?

Это молчание руководителей полета породило целую плеяду разнообразных версий, в основном скептического характера. Одна из самых «суровых» выглядит так: никакого совместного полета не было, русские и американцы проделали «стыковку» в съемочном павильоне, а потом представили фальшивые снимки и попытались утопить эту аферу в океане молчания. Именно поэтому Кубасов и Леонов в своих книгах о полете «Союз» —« Аполлон» почти не вспоминают — создается впечатление, что они этого стыдятся. Есть и другие версии, которые нередко выглядят как фантастические. Например, некий Уильям Рутледж, американец, называющий себя бывшим астронавтом, утверждает, что после того полета 1975 года в последующем были еще два. Якобы советско-американский экипаж летал на Луну для исследования огромного НЛО, лежавшего на обратной стороне спутника Земли. Один экипаж разбился, а вот второй, в составе которого были сам Рутледж и Алексей Леонов, в 1976 году достиг Луны и доставил оттуда множество артефактов внеземного происхождения.

После этого Алексей Леонов дал подписку о неразглашении тайны, а Рутледж смолчать не мог.

Как бы там ни было, но тот совместный полет, помимо таинственного ореола, принес в СССР еще и весомые плоды разрядки — пепси-колу и сигареты «Союз — Аполлон». А также уверенность в том, что человеческая дружба может пробить даже космический мрак

Оставить комментарий