Космонавтика третьего рейха

Третий рейх был не только тоталитарным человеконенавистническим государством, но и одной из самых технически развитых держав мира. Многие из проектов, которые реализовывали гитлеровские инженеры, значительно опережали свое время: крылатые снаряды, реактивные самолеты, самонаводящиеся торпеды. Но, пожалуй, самым эффектным изобретением стали тяжелые баллистические ракеты А-4, более известные как «Фау-2». Именно с их помощью впервые была преодолена условная граница между атмосферой и космосом.

Ракетный бум начался в Германии после того, как в 1923 году вышла книга молодого ученого Германа Оберта «Ракета для межпланетного пространства», в которой он показал техническую осуществимость космических полетов и представил два детализированных проекта ракет для изучения околоземного пространства. Позднее Оберт расширил свою идею, выпустив книгу «Пути осуществления космического полета». Теперь он предлагал построить орбитальную станцию с целью наблюдения за звездами и Землей, помощи в навигации и даже воздействия на климат посредством огромного космического зеркала.

Межпланетное Общество

Работы Оберта произвели сильное впечатление на европейскую техническую интеллигенцию. В разработку концепций освоения внеземного пространства включились талантливые специалисты: Макс Валье, Вальтер Гоман, Франц фон Хёфт, Иоганнес Винклер. Идея покорила и преуспевающего магната Фрица фон Опеля: он профинансировал строительство автомобиля, самолета и дрезины, снабженных батареями пороховых ракет. Причем сам магнат часто занимал место за рулем, испытывая эту необычную технику, и однажды едва не погиб, когда его ракетный самолет разбился при посадке.

Летом 1927 года в ресторане «Золотой скипетр» немецкого городка Бреслау (ныне польский город Вроцлав) было учреждено Общество межпланетных сообщений, объединившее всех немецких и австрийских энтузиастов космического ракетостроения. Первой инициативой Общества стала помощь Герману Оберту в подготовке рекламного запуска ракеты на жидком топливе перед премьерой фантастического фильма «Женщина на Луне», который снимал популярный режиссер Фриц Ланг. Хотя ракета так и не была запущена, энтузиасты получили опыт работы с моделями и ракетным двигателем, сконструированным Обертом. Рудольф Небель, помощник ученого, решил продолжать дело, построив экспериментальную ракету «Мирак». Для ее изготовления и испытаний в сентябре 1930 года Небель арендовал участок земли на территории Райникендорфа, рабочего пригорода Берлина. Новообразованный полигон получил название Ракетенфлюгплатц («Ракетный аэродром»).

В течение трех лет энтузиасты построили на полигоне испытательный стенд и организовали десятки запусков ракет «Мирак» разных модификаций. К сожалению, у них так и не получилось добиться устойчивости полета: не хватило средств на покупку гироскопов для системы стабилизации. Поэтому когда в июне 1932 года их вызвали на артиллерийский полигон в Куммерсдорфе, чтобы продемонстрировать возможности своей техники чинам из Управления вооружений рейхсвера, то испытания закончились пшиком. Привезенная ракета поднялась до высоты километра вместо обещанных трех, после чего упала и разбилась о землю.

После прихода гитлеровцев к власти Общество межпланетных сообщений начало терять членов, а Рудольфа Небеля даже пытались арестовать. Последним крупным проектом сотрудников Ракетенфлюгплатц стала так называемая «Пилот-ракета», которую они строили по заказу властей Магдебурга, чтобы запустить человека на высоту километра. Пассажиром вызвался быть Курт Хайниш, активно участвовавший в испытаниях. Однако запуски прототипа, состоявшиеся в июне 1933 года, завершились плачевно. С четвертого раза ракета поднялась со стартового устройства, но опрокинулась и упала поблизости.

В начале следующего года Ракетенфлюгплатц был ликвидирован, а все работы по данной тематике перешли под контроль Управления вооружений.

Полигон Пенемюнде

В военном ведомстве непосредственно ракетной программой занимались полковник Карл Беккер и капитан Вальтер Дорнбергер. Посетив как-то раз запуски на Ракетенфлюгплатц, они сразу обратили внимание на студента Вернера фон Брауна, который «разительно отличался свежестью мысли от многих своих руководителей». И действительно — потомок древнего баронского рода в ранней юности оказался заражен идеей космических полетов и делал все, чтобы стать лучшим в этой области. Он занимался астрономией, математикой, физикой, переписывался с Обертом и Эйнштейном и, конечно, присоединился к Обществу межпланетных сообщений. Он пропагандировал проекты старших товарищей, участвовал в ракетных запусках, писал статьи и даже выпустил фантастический рассказ «Лунетта», в котором пересказал идею орбитальной станции.

Карл Беккер вызвал Вернера фон Брауна, который в то время уже стал обладателем диплома инженера-механика и готовил диссертацию, на собеседование и предложил ему грант на создание двигателя для тяжелой баллистической ракеты. Молодой энтузиаст сразу вознамерился привлечь к работе своих друзей из Общества, но те отказались сотрудничать с военными. В результате в октябре 1932 года вместе с фон Брауном на полигон Куммерсдорф перешли только механик Генрих Грюнов и двигателист Вальтер Ридель.

Все же военная организация сделала свое дело: со временем группа ракетчиков начала расти, а ее финансирование увеличивалось, что позволяло размещать самые экзотические заказы. После года напряженных усилий новый двигатель удалось заставить работать, и инженеры приступили к проектированию полноразмерной ракеты «Агрегат». Ракета А-1 так и осталась на бумаге, а вот ракету А-2 изготовили в двух экземплярах. Их назвали «Макс» и «Мориц» по именам двух популярных клоунов. Ракеты были перевезены на остров Боркум в Северном море, после чего запущены одна за другой 19 и 20 декабря 1934 года. Обе поднялись на высоту свыше двух километров.

Территория испытательной станции в Куммерсдорфе оказалась недостаточной для обеспечения безопасности и секретности более масштабных работ. Необходимо было сменить место. Второй полигон решили развернуть на балтийском острове Узедом, расположенном неподалеку от рыбацкого поселка Пенемюнде. Идеей заинтересовались и высшие чины люфтваффе, осознававшие значение ракет для авиации. В апреле 1936 года после большого совещания в верхах было решено, что строительство возьмут на себя армия и люфтваффе в равной степени. На первый этап строительства было выделено 20 миллионов марок. Вальтер Дорнбергер был назначен командиром полигона, Вернер фон Браун — техническим директором Армейского исследовательского центра.

В мае 1937 года, когда на острове Узедом были оснащены первые мастерские, 90 ракетчиков переехали туда из Куммерсдорфа. Испытательные запуски четырех ракет А-3 были проведены ранней зимой 1937 года. Хотя двигатели каждый раз отработали по программе, система управления во всех запусках не оправдала возлагавшихся на нее надежд, погубив «агрегаты». Тогда Вальтер Дорнбергер и Вернер фон Браун решили отказаться от А-3 в пользу более мощной ракеты А-4, рассчитанной на дальность полета 260 километров и названной впоследствии «ракетой Гитлера».

Фюрер немецкого народа посетил Куммерсдорф 23 марта 1939 года, но не выказал большого интереса к ракетам. Можно было даже подумать, что он забыл о них, если бы во время выступления на митинге в Данциге 19 сентября он не заявил: «Возможно, очень скоро наступит момент, когда мы сможем применить такое оружие, которое не смогут применить против нас».

Работы в Пенемюнде тем временем продолжались. Летом 1942 года первая партия ракет А-4 была готова к испытаниям. Первый экспериментальный запуск состоялся 13 июня в присутствии министра вооружений Альберта Шпеера и фельдмаршала Эрхарда Мильха, занимавшего пост генерального инспектора люфтваффе. Хотя взлет огромного «агрегата» произвел большое впечатление, сами испытания закончились провалом: ракета упала в километре от старта. Только третий запуск, проведенный 3 октября, был признан удачным. А-4 пролетела 190 км, достигнув высоты 48 км. Выступая на банкете, устроенном в честь долгожданного успеха, Вальтер Дорнбергер заявил, что с этого дня начинается «эра космических путешествий».

Вертикально вверх

Стратегическое поражение вермахта на Восточном фронте заставило Адольфа Гитлера пересмотреть свое прохладное отношение к ракетам. Возобладала концепция «оружия возмездия», которое внесет перелом в военные действия. Начиная с весны 1943 года нацистская пропаганда неумолчно трубила о нем. Первым таким оружием должны были стать самолеты-снаряды «Фау-1», вторым — баллистическиеракеты «Фау-2», как с определенного момента начали называть А-4. Их собирались применить для массированного обстрела Лондона с целью заставить Англию выйти из войны и остановить подготовку к высадке десанта на континент.

Впрочем, и английская разведка не дремала. 17 августа 1943 года сотни бомбардировщиков вывалили свой смертоносный груз на Пенемюнде. Ракетный центр был разрушен, погибло свыше 700 человек. Разгром неизбежно повлиял на всю программу. Теперь ее взял под личный контроль рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, решивший рассредоточить производство и испытания А-4. Третий полигон Хайделагер был построен в Близне, в 150 километрах на северовосток от Кракова. А конвейер сборки ракет перенесли в подземный завод Митгельверк, находившийся в горе Конштайн, вблизи города Нордхаузен.

Именно на полигоне Хайделагер летом 1944 года были проведены первые вертикальные запуски А-4, призванные установить «потолок» этих ракет. 14 июня одна из них поднялась до высоты 140 км, преодолев, таким образом, условную границу космоса. Впоследствии вертикальные запуски были продолжены в Пенемюнде, причем удалось достигнуть высоты 188 км, что было абсолютным рекордом.

Команда Вернера фон Брауна также связывала эти запуски с далекоидущими планами изучения околоземного пространства. К примеру, в Пенемюнде работал физик Эрих Регенер, который построил научный блок для регистрации параметров окружающей среды на границе с космосом, названный «Тонной Регенера».

Ракетчики часто собирались в узком кругу, чтобы обсудить перспективы своего дела и возможность запуска искусственных спутников Земли. Разумеется, Генрих Гиммлер не мог потерпеть такой «вольницы». Вскоре Вернер фон Браун и двое его коллег были арестованы по обвинению в саботаже. Вальтеру Дорнбергеру пришлось приложить большие усилия, чтобы освободить их. С тех пор всякие разговоры о космических полетах прекратились.

Оружие возмездия

Первая ракета А-4 упала на Лондон 8 сентября 1944 года, убив тро их и тяжело ранив десятерых человек. В дальнейшем обстрелы продолжились с нарастающей интенсивностью. За весь период применения А-4 было запущено 1269 ракет по Великобритании и 1739 по целям на континенте. Однако эффективность атаки оказалась крайне низкой. Заключенные, работавшие на заводе Миттельверк, сознательно портили оборудование, выдавая брак. Многие ракеты просто не доехали до стартовых расчетов, а те, которые доехали, не долетали до цели. Все же А-4 оставалась еще очень «сырой», и ее технические недостатки были решающими: лишь после войны советским инженерам под руководством Сергея Королева удалось устранить их, создав ракеты Р-1 и Р-2. У немцев времени на такую работу не оставалось, поэтому А-4 вытягивала ресурсы из обескровленной экономики Германии, не давая какого-то существенного преимущества на фронтах.

Несмотря на недостатки конструкции А-4, команда Вернера фон Брауна разрабатывала еще более грозные проекты: крылатые ракеты увеличенной дальности полета А-4b, А-4V13 и А-9, межконтинентальные ракеты А-4/А-10 и А-4V13/- А-10. Ни один из них не был доведен до промышленного изделия, а вся секретная документация досталась союзникам по антигитлеровской коалиции.

Возможно, если бы центру в Пенемюнде дали несколько лет и достаточное финансирование на космическую программу, то Германия стала бы первой страной, запустившей спутник и пилота на орбиту. Однако военные амбиции нацистов не оставляли шанса на развитие такого варианта истории, поэтому успехи немецких инженеров в освоении космоса навсегда будут связаны исключительно с США, где они нашли убежище после войны.

Оставить комментарий