Битва за Луну

С 1969 по 1972 год на Луне побывали 6 американских экспедиций. 12 астронавтов работали на ее поверхности, проведя исследования, установив научное оборудование и доставив на Землю образцы грунта. Только сравнительно недавно мы узнали, что команда Сергея Королева всерьез собиралась опередить американцев на пути к Луне. И у нее почти получилось!

2 января 1959 года с полигона Тюратам, ныне известного как космодром Байконур, успешно стартовала новая трехступенчатая ракета-носитель «Восток», созданная бюро Сергея Королева в развитие межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ракета вывела на траекторию полета к спутнику нашей планеты автоматическую станцию «Луна-1». Через 34 часа после старта станция прошла в 6 тысячах километров от цели. Связь поддерживалась более 60
часов. Таким образом, советские специалисты зафиксировали очередной прорыв в области освоения внеземного пространства. Была достигнута вторая космическая скорость, что открывало дорогу к соседним небесным телам.

Проект «Север»

В марте того же года под руководством Королева началась подготовка к созданию нового космического корабля, предназначенного для полетов к Луне. Первоначально проект, получивший название «Север», не предусматривал высадки космонавта на поверхность. Речь шла только о пилотируемом полете вокруг Луны.

Как предварительный этап, была запушена программа «Союз 7К-Л1». Поскольку выход на лунную орбиту не предусматривался, на корабле было решено не устанавливать мощные двигатели, а возвращение на Землю обеспечивалось маневром в гравитационном поле Луны. При точных расчетах и правильном выведении включение двигателя для возвращения не потребовалось бы вообще. Внешне Л-1 напоминал пилотируемый корабль «Союз», но был двухместным и не имел сферического орбитального модуля.

Впрочем, вскоре стало ясно, что для реализации лунной программы необходимо запустить в серийное производство ракету-носитель совершенно нового типа. Поэтому летом 1960 года Сергей Королев сумел заручиться поддержкой правительства по вопросу создания ракеты со стартовой массой 2000 тонн, способной вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку весом свыше 80 тонн. На ракете предполагалось использовать обычное химическое топливо, а на
всю разработку отводилось 7 лет. Программа получила название Н-1 («Носитель-1» или «Наука-1»),

28 июля того же года в США было официально объявлено о начале работы над проектом «Аполлон», который предусматривал пилотируемый облет Луны и высадку человека на ее поверхность. Битва за Луну началась.

Орбитальный алфавит

Почти сразу же с началом работ над новым носителем между двумя ведущими советскими конструкторами ракетной техники Валентином Глушко и Сергеем Королевым выявились серьезные разногласия. Глушко считал, что лучшими топливными компонентами для космических носителей являются азотная кислота и гептил. Технические характеристики при сгорании у этих веществ достаточно высоки, но они крайне ядовиты и опасны в эксплуатации. Королев полагал, что на первой ступени должен быть использован керосин, а для второй и третьей следовало разработать двигатели на водороде. Споры вылились в открытый конфликт, и Глушко отказался участвовать в проекте Королева.

Американцы при создании носителя для программы «Аполлон» также пошли по пути применения керосина и водорода. Работа началась в 1955 году, и мощные двигатели Ф-1прошли первые огневые испытания уже в августе 1961 года — с этого момента США начали потихоньку обгонять Советский Союз.

В августе 1964 года в ответ на американский план высадки на Луну было принято решение о разработке аналогичной программы на базе носителя Н-1. Ракетно-космическая система условно называлась Н1-ЛЗ и состояла из семи ракетных блоков: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «И», а также двух пилотируемых кораблей — «ЛОК» (орбитальный модуль) и «ЛК» (взлетно-посадочный модуль). Программа предусматривала вывод на лунную орбиту двухместного
корабля «Союз 7К-ЛОК» и одноместного лунного корабля «ЛК». Для торможения около Луны предназначался ракетный блок «Д». На орбите один из космонавтов через открытый космос должен был перебраться в лунный корабль и начать снижение. Непосредственно перед посадкой блок «Д» отбрасывался, и корабль, используя собственную двигательную установку (блок «Е»), плавно опускался на четыре опоры. Космонавт должен был покинуть корабль в скафандре «Кречет» и около суток работать на поверхности Луны. По окончании работ на поверхности
лунный корабль возвращался на орбиту и состыковывался с орбитальным. Космонавт переходил обратно, после чего лунный корабль отделялся. Для возвращения на траекторию полета к Земле задействовался блок «И».

Жертва «гонки» сверхдержав

14 января 1966 года во время хирургической операции умер Главный конструктор Сергей Королев. Его место занял Василий Мишин, имевший меньше опыта и личных связей, что немедленно сказалось на качестве работ.

В ноябре 1966 года начался этап летных испытаний. В качестве носителя использовалась ракета «Союз» — еще одна версия ракеты Р-7, прошедшая глубокую модернизацию. Первый запуск 28 ноября выявил большое число неполадок. Корабль самопроизвольно израсходовал запас топлива для двигателей системы ориентации и беспорядочно вращался. 14 декабря, во время старта следующего «Союза», произошел пожар и взрыв ракеты-носителя. 7 февраля 1967 года
на орбиту вышел «Союз», получивший официальное обозначение «Космос-140». При его полете были зафиксированы сбои в системах управления и ориентации, а на участке торможения в атмосфере прогорело теплозащитное днище спускаемого аппарата. Он приводнился в Аральском море и затонул.

23 апреля 1967 года, несмотря на то что ни один из предшествующих трех беспилотных полетов корабля не прошел без сбоев, в космос отправился «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту. Ракета вывела корабль на околоземную орбиту, где он должен был состыковаться со стартующим на следующий день «Союзом-2». Два из трех членов экипажа «Союза-2» должны были перейти в «Союз-1», после чего оба корабля возвращались на Землю. Таким образом, отрабатывались основные операции, которые необходимо было проделать на лунной орбите.

Однако сразу же после выхода на орбиту на «Союзе-1» не раскрылась солнечная батарея, и на проведение операций по сближению и стыковке не хватало энергии. Старт «Союза-2» отменили, было принято решение посадить «Союз-1» досрочно. Из-за отказа автоматики Комаров сажал его вручную. Во время спуска в атмосфере не вышел основной тормозной парашют и не раскрылся запасной. Космонавт погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.

«Зонды» в полете

Все же советские специалисты не собирались отдавать американцам Луну «без боя». В марте 1968 года состоялся запуск комплекса «Союз 7К-Л1». Ракета и разгонный блок отработали без замечаний, корабль выполнил полет по высоко эллиптической траектории, но из-за отказа системы ориентации вместо плавного двух этапного входа в
атмосферу спускаемый аппарат начал падать в нерасчетный район и был подорван по команде с Земли. В газетах появилось сообщение об успешном полете аппарата «Зонд-4». Впоследствии «Зондами» назывались и другие беспилотные корабли этой серии.

Несмотря на очевидные проблемы, первый советский пилотируемый облет Луны был намечен на ноябрь. Такая спешка объяснялась желанием обогнать американский корабль «Аполлон-8», старт которого к Луне планировался в
конце декабря.

15 сентября был успешно запущен «Союз 7К-Л1», получивший название «Зонд-5». После облета Луны космический корабль опять не смог осуществить двух этапный вход в атмосферу и приземлился далеко от расчетного района. 10 ноября к Луне отправился «Зонд-6». В случае успешного завершения его полета следующий корабль должен был стартовать с экипажем на борту. После облета Луны и двухэтапного входа в атмосферу корабль начал снижение, однако из-за преждевременного отделения парашюта разбился. Позднее выяснилось, что еще в космосе произошла разгерметизация спускаемого аппарата.

К концу 1968 года стало ясно, что американцы могут опередить СССР в первом полете к Луне. Члены трех «лунных» экипажей (Алексей Леонов и Олег Макаров, Валерий Быковский и Николай Рукавишников, Павел Попович и Виталий Севастьянов) обратились с письмом в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить им лететь в ближайшие дни, невзирая на аварии. Они мотивировали свое решение тем, что надежность корабля заметно возрастет, если на его
борту будут находиться космонавты.

В первых числах декабря космонавты отправились на космодром и находились там в течение недели, надеясь, что поступит срочное указание о запуске. Однако его так и не последовало — руководство страны решило не рисковать.

21 декабря 1968 года астронавты Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс стартовали к Луне на борту корабля «Аполлон-8». Впервые люди покинули околоземное пространство. Впервые они своими глазами увидели обратную сторону Луны. Сделав несколько витков на лунной орбите, космический корабль успешно вернулся на Землю. США победили в первом этапе битвы за Луну.

Последний рывок

После осуществления миссии «Аполлона-8» актуальность пилотируемого облета Луны снизилась, и очередной запуск в январе был беспилотным. На этапе выведения произошла авария ракеты, причем не сработала система аварийного спасения. Очередная катастрофа окончательно охладила интерес советского руководства к лунной программе. Впрочем, у бюро Королева — Мишина еще оставался шанс обойти конкурентов с первой высадкой человека на поверхность Луны.

21 февраля 1969 года состоялся первый запуск ракеты Н-1. Целью полета был вывод на лунную орбиту беспилотного корабля «Союз 7К-Л1А» (модификация 7К-Л1). Однако из-за возникших высокочастотных колебаний произошло разрушение трубопроводов в первой ступени. После начала пожара, повредившего систему управления, двигатели первой ступени были выключены на 69-й секунде полета, и ракета упала в 52 километрах от старта.

3 июля состоялся второй запуск ракеты Н-1. Внесенные в конструкцию первой ступени изменения не помогли. Сразу после старта в топливный насос одного из двигателей попал посторонний металлический предмет, после чего насос разрушился и возник пожар. Огромная и полностью заправленная ракета обрушилась на стартовый комплекс и практически уничтожила его. Была повреждена и находившаяся поблизости вторая стартовая площадка. В итоге на
восстановление разрушенного и внесение новых изменений в конструкцию ракеты ушло два бесценных года.

13 июля 1969 года была предпринята последняя попытка хоть как-то обогнать американцев. С помощью ракеты «Протон-К» к Луне стартовала автоматическая станция нового поколения «Луна-15», которая должна была впервые доставить образцы лунного грунта на Землю. После выхода на окололунную орбиту на станции обнаружились неполадки. Тем не менее было решено произвести посадку.

Однако 16 июля начался полет американского корабля «Аполлон-11» с экипажем в составе Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза. 20 июля почти одновременно начались посадки «Луны-15» и лунного модуля, пилотируемого Армстронгом. И здесь удача снова была на стороне американцев: «Луна-15» разбилась, а модуль корабля «Аполлон-11» сел успешно. Астронавты Армстронг и Олдрин стали первыми людьми, ступившими на поверхность Луны. США по всем статьям выиграли девятилетнюю гонку и восстановили свой научно-технический авторитет.

Впрочем, работы по советской лунной программе на этом не остановились. 7 августа стартовал и через несколько дней, совершив облет и фотографирование Луны, приземлился в районе Кустаная беспилотный «Зонд-7». Это был первый и единственный полет по программе «Союз 7К-Л1», прошедший без замечаний.

Поскольку после июльского взрыва осуществление высадки на Луну откладывалось, было решено произвести в 1970 году пилотируемый облет Луны на корабле «Союз 7К-Л1», а затем осуществить испытания кораблей «Союз 7К-ЛОК» в беспилотном режиме на околоземной орбите. Изменились и цели программы Н1-ЛЗ: вместо кратковременного пребывания на Луне планировалось обеспечить длительное присутствие космонавтов. В связи с этим проект стал называться Н1-ЛЗМ.

Однако новым планам не суждено было стать реальностью. Очередные аварии и неудачные старты поставили крест на  советской программе покорения Луны, а сама она была надолго засекречена.