Глубокий смысл цветка граната

Совсем давно, еще в детстве слова «макраме» и «икебана» манили меня каким-то таинственным смыслом. Само их звучание мне очень нравилось. Тайна макраме раскрылась, когда соседка начала плести сов и зайцев из веревочных узелков, а икебана еще долгое время оставалась тайной. На самом деле слово «икебана» переводится на русский язык по-разному: «аранжировка цветов», «оживление цветов». Дословно же «икебана» — это «цветы, которые живут».


Искусство «оживлять» цветы очень популярно в Японии, но его родина — Индия. Именно оттуда икебана вместе с буддизмом проникла в Китай, а затем и в Японию, где вышла за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.


В VI в. в буддийских храмах по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма и названные рикка (что означает «стоящие цветы»), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая.


Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Постепенно букеты рикка стали делать более низкими. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сюмисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам.

Японцы славятся тем, что любое дело доводят до профессионального совершенства, не терпят дилетантизма и предпочитают следовать традициям. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икебаны ведут к тому, что за пределами Японии ее часто уподобляют европейскому искусству составления букета и рассматривают как приятное времяпрепровождения. Но для японца научиться икебане — это значит вложить массу времени и труда в процесс обучения, попытаться осознать модель мироздания, с которой сравнивают икебану. В европейском искусстве составителем букета демонстрируется мастерство человека, его создавшего, тогда как в икебане все безлично. Создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных растений, ритуальный и глубинный смысл их сочетаний и расположения. Европейцы, по большей части, тяготеют к пышности, нарядности и богатству колорита; японские мастера — к предельной строгости, лаконизму в форме, ограничиваясь 2 — 3 веточками и уделяя особое внимание простым и скромным растениям.


Икебана строится по правилам:


1. Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Элементы не должны находиться в одной плоскости.


2. Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда — его диаметром и высотой.

3. При составлении икебаны сосуд должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным.



Удивительно, но икебана — это свеобразный способ для японца завести беседу, завязать какие-то отношения. Дело в том, что японский этикет не позволяет собеседникам смотреть друг другу в глаза. Японцы очень тактичны и подобное поведение расценивается ими как желание проникнуть в приватную жизнь другого человека. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Назойливое любопытство недопустимо. Именно поэтому икебана может выступать посредником между людьми. Ведь каждый цветок, каждая веточка, их форма и наклон говорят с японцем на доступном ему языке.


Так, например, зеленый цвет является олицетворением весны и, вместе с тем, символизирует восток, ибо там рождается день и весна. Красный цвет — это лето и юг; белый — отображает осень, так как именно в это время вызревает белоснежный рис. Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир. Ветка абрикосового дерева для японцев — это символ красоты и изящества женщины, а глаза японок часто сравнивают по форме с зернышками абрикоса. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэ-ри — индийская сирень или сару-ториибара — повой). Из всех перечисленных растений японцы особо выделяют четыре «благородных» — орхидею, хризантему, дикую сливу и побеги молодого бамбука. Два первых цветка являются олицетворением радости, бамбук выражает мужскую волю и несгибаемость. Хризантема же официально является символом Японии.


Икебана весьма разнообразна по форме. Это и вертикальная 2-хметровая композиция и совсем небольшая (20-30 см), распластанная в плоской чаше икебана в стиле морибана. В XX веке наиболее популярным стал, так называемый, свободный стиль составления икебаны, который позволяет использовать любые материалы — стеклянные вазы различных конфигураций, бумагу или синтетическую вату, что позволяет выйти за рамки канона и традиционной символики.


Один из вариантов икебаны — плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода.


Икебана — это очень сложно, но так интересно! Эстетическая миссия икебаны — это изысканное и творческое занятие профессиональным искусством, приносящее душевное спокойствие и доступное любому, кто в состоянии оторваться от повседневности и окунуться в мир прекрасного.

Оставить комментарий