Школа запретов

1

Чем старше становится ребенок, тем чаще нам, родителям, приходиться ему что-то запрещать. И внешне это выглядит весьма благородно, потому как мы в первую очередь стараемся оградить малыша от опасностей. А далее, увлекшись слишком запретами, целый день мы можем твердить нашим детям: «Не ходи, не трогай, упадешь, накажу, нельзя».

И нам кажется, что нас непременно должны слушать, потому что запрещаем мы из лучших побуждений. Однако дети по-особенному воспринимают наши замечания. А все потому, что сами еще не способны мыслить критически, анализировать услышанное.

Постоянно повторяя слова запретов, мы медленно, но уверенно внушаем ребенку, что мир вокруг него опасен и недобр, что обязательно надо слушать взрослых иначе любить его (ребенка) не будут. И дети верят!

Какова же природа запретов?

Слова «нет» и частица «не» достаточно коварны, а все потому, что обладают одним очень интересным свойством. Эти слова или пролетает мимо ушей, или, наоборот воспринимается как прямой приказ. Может вы замечали, если кто-либо попросит вас что-нибудь сделать, купить, построив фразу в форме «Не забудь сделать то-то», то в большинстве случаев вы забудете это сделать. Ну а дети вообще часто слышат не то, что нам хотелось бы до них донести. И особенно это касается негативных высказываний. Так устроена человеческая психика, что весь негатив принимается в штыки.

Поэтому порою стоит изменить построение фразы, чтобы разрешить массу противоречий и конфликтов.

Для того, чтобы было понятней как эта система работает, приведу несколько примеров того, как можно запретить, не запрещая.

«Не прыгай на краю кровати. Упадешь!» заменить на: «Стой! Осторожно, край! Посмотри сам.»

«Не дергай кошку за хвост!» заменить на: «Кошке больно, она тебя поцарапает.»

«Нельзя рисовать на обоях!» заменить на: «Вот тебе большой белый лист, рисуй, пожалуйста, здесь.»

«Не кричи!» заменить на: «Давай послушаем тишину».

Чтобы определить, не слишком ли мы, родители, увлекаемся запретами, можно провести обычный эксперимент. В течение дня или пусть даже пары часов посчитать, сколько раз мы говорим слова «нет», нельзя». Возможно, вы удивитесь результатам и задумаетесь над тем, если бы вам столько раз в день что-то запрещали, то какова бы была ваша реакция?

Теперь предположим, что мы заметили свои ошибки и реально готовы преступить к их исправлению. Что же делать дальше? Научиться сводить запреты к разумному пределу, т.е. найти золотую середину. А начать, вероятно, придется с себя.

Во-первых, не позволять себе никаких упреков в свой адрес! Выбросить из жизни все разрушение (самоедство) и заняться созиданием (выработать новую тактику общения с ребенком).

Во-вторых, четко определиться со своими ошибками и наметить план по работе с ними. Идеальным вариантом будет.

Если у вас появится рабочий дневник, где будет записано примерно следующее: «да, я признаю, что слишком часто одергиваю своего ребенка» и «с такого-то числа я начинаю себя контролировать в этом вопросе».

В-третьих, приступить к выполнению.

Все, кажется, просто и понятно, однако не совсем легко так быстро избавится от определенной модели воспитания, особенно если какие-то штампы «вдалбливались» нам еще в детстве. Нужно запастись терпением и признать для себя, что этот процесс займет определенное время. А чтобы обучение шло интересней и легче, психологи рекомендуют бороться с вредной привычкой в форме игры. Поиграйте всей семьей в «день без запретов». Конечно же, абсолютно ничего не запрещать нельзя, но этого делать и не нужно. Требуется делать замечания только в крайнем случае и только в позитивной форме. Никаких «не» во фразах запрета, больше акцента на то, как нужно поступить ребенку, чтобы родители были им довольны.

Если вы заранее знаете свои способности и уверенны, что просто не протянет целый день без запрета, начинайте с 15 минут, часа, трех и т.д, постепенно увеличивая временны рамки.

А еще отлично пригодится старая добрая детская игра, в которую очень любят играть особенно школьники «Да и нет не говорить, черного, белого не носить». Замечаете момент, когда ваш ребенок пребывает в отличном расположении духа и предлагаете ему поиграть в эту игру. Правилами запрещается в течение определенного времени произносить слова «черное», «белое», «да», «нет». Кто проговорился, с того штраф. Если вы проявите фантазию и придумает интересные штрафные санкции, то игра не только поможет избавиться вам от «вредных» слов, но принесет массу положительных эмоций, смеха, радостных комментариев. А смех, как известно, раскрепощает и чудесно лечит от многих болезней. Можно выделить для штрафов отдельную емкость, чтобы они там скапливались, а потом реализовывались, а можно выполнять их сиюминутно.

Вырабатывая систему запретов, следует предварительно ознакомить ребенка с ними. В главный незыблемый список должны входить те из них, которые защищают его от реальной опасности.

Запретов должно быть минимальное количество и соблюдать их обязаны все члены семьи. Т.е. то, что запрещают мама и папа должны не разрешать и все остальные родственники, чтобы не сеять неразбериху в мыслях ребенка и придерживаться единой тактики поведения. Стабильность системы запретов заключается и в том, что она неизменна не при каких условиях, независима от настроения, погоды и поведения ребенка.

В любом случае, занимаясь воспитанием детей, следует нам, родителям помнить, что дети зачастую ведут себя неправильно не потому что, они хотят нас разозлить, а потому что они дети. Потому что мир они видят иначе, чем взрослые, память у них работа по-другому и интересы явно отличаются от наших. И для нас они самые лучшие в мире дети, и любим мы их просто так, за то, что они есть.

Да они разные, их поступки порою неординарны, но они просто дети, которые должны чувствовать нашу безусловную любовь на протяжении все своей жизни, именно в такой форме, в какой мы дарили ее новорожденному. Тогда мы сможем воспитать детей будущего и лишить их ненужных штампов, которые многим из нас мешают жить до сих пор.

Оставить комментарий