Насколько опасны вымышленные приятели ребенка

1

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда у их любимого ребенка появляется новый друг, с которым он так весело проводит свое время, но этот вновь возникший приятель является вымышленным персонажем.

Обычно появление друга из фантазии происходит по истечении трехлетнего возраста и общение ребенка с ним может само по себе исчезнуть к десяти годам (к окончанию начальной школы). Этого приятеля малыш может представлять в виде любимого мультипликационного персонажа, сказочного героя, представителя животного мира, монстра, привидения. Реже это человек, которого ребенок представляет каким-либо родственником, в реальности не существующего.

В возрасте от трех до десяти лет у детей превалирует развитие правого полушария головного мозга, отвечающего именно за развитие творческих способностей и процессов воображения. Также в этот период малыши обычно стремятся к активной социализации, требуют большего общения со сверстниками и взрослыми.

Благодаря взаимодействию с персонажем обеспечивается выполнение нескольких важных функций:

— способность изменения сложившихся обстоятельств, например, если ребенку не понравилось что-либо в общении с кем-то из его окружения, герой может помочь смириться с ситуацией и найти другой выход из нее;

— бурное развитие фантазии, то есть с приятелем можно слетать в космос, на северный полюс, выиграть сражение, поделиться своими неприятностями;

— возможность занять позицию лидера в процессе общения со вновь возникшим персонажем.

Однако в процессе развития коммуникации малыша с фантастичными героями родителям необходимо быть бдительными, иначе ребенок может переступить минимальный порог между реальностью и виртуальным пространством, ведь друг может увести маленькое чадо далеко в мир фантазий.

Причинами, способствующими развитию стремления ребенка в сказочный мир, могут быть:

— родители, уделяющие своему чаду слишком много внимания, излишне опекающие его. Они ограничивают маленького человечка во всем, запрещают, исключаются даже минимальную возможность для малыша принять самостоятельное решение. Ребенок всеми силами старается выйти из этих «тисков» и придумывает вымышленного помощника, с которым вместе они делают, что захотят, разговаривают о чем угодно, хулиганят и т. д.

— родители, не уделяющие подрастающему малышу своего внимания из-за излишней занятости. Ребенок старается компенсировать недостаток тепла от взрослых вниманием со стороны вымышленного персонажа;

— недостаток общения со сверстниками. Если ребенок не ходит в детский садик, не занимается на дополнительных занятиях с другими детьми, не играет на площадке с ребятами, то из-за недостатка коммуникативных навыков с реальными сверстниками возникают виртуальные друзья.

Неизбежно возникает вопрос: «Что же считать нормой при общении малыша с вымыленными приятелями?»

Существует несколько признаков, свидетельствующих о наличии проблем в развитии:

— отсутствие критичности процессов мышления, особенно если ребенок уже старше семи лет. Малыш должен сам понимать, что героя он выдумал сам и общается он с ним не по-настоящему;

— вымышленный друг должен быть сверстником малыша, например, в раннем подростковом возрасте возникает потребность в общении с противоположным полом, поэтому дети этого возраста могут фантазировать о любовных отношениях, о всё понимающих друзьях, а в возрасте 5-6 лет малыши могут мечтать о друге Вини Пухе, который будет играть, шалить с ребенком;

— очень часто «нездоровые» фантазии сопровождаются рядом других признаков таких, как переход в сказочный мир, ребенок не выходит из дома, не желает общаться с реальными друзьями, он не хочет ни с кем играть, веселиться.

Могут возникнуть навязчивые состояния, повторяющиеся движения.

Родителям воображающего ребенка также нужно соблюдать некоторые правила поведения, чтобы не способствовать ухудшению ситуации в семье:

— нельзя ругать малыша за его выдумки, он может уйти в себя, потерять доверие к родным, зациклиться на безобидной фантазии;

— бесполезно объяснять подрастающему человечку, что его любимого друга не существует, так как законы логики ребенок воспринимать не будет;

— очень часто все свои шалости ребенок сваливает на своего приятеля. В этом случае важно объяснить малышу, что его приятель является его гостем и за шалости своего гостя будет все равно отвечать сам малыш, он должен объяснить своему герою, что нужно соблюдать правила, существующие у вас в семье;

— нужно смириться с новым другом своего чада, расспросить сына или дочку о персонаже, кто он, что он любит, как выглядит и т.д. Можно поиграть втроем с ребенком и его вымышленным приятелем в какую-нибудь интересную игру.

Во время общения ребенка с героем обращайте внимание на все детали, возможно, вы заметите проявления определенных страхов.

Очень важно не затягивать с посещением профессионального психолога или даже психиатра в случае, если малыш боится своего вымышленного героя, если он заставляет ребенка делать неприятные для него действия, ребенок рассказывает «страшилки» и слышит навязчивые голоса.

Оставить комментарий