Дети и самостоятельность

Дети и самостоятельность

О том, как научить детей самостоятельности, что не следует делать родителям.

Почему с одним ребёнком очень легко? Сам умоется, сам оденется, только чуть-чуть надо за ним приглядеть. А с другим – просто маята! Всё делает очень долго, да и не всё умеет делать самостоятельно. Один не боится незнакомых людей и смело демонстрирует свои умения. Поёт, танцует, декламирует стихи и охотно общается со взрослыми и с ровесниками. Другой ребёнок плачет, всего боится, чрезвычайно замкнут и охотнее всего остаётся играть в одиночестве. В чём кроется причина такого разного поведения?

Многие дадут исчерпывающий ответ: «в воспитании». Отчасти, да. Но при рождении у ребёнка уже заложен свой тип темперамента, умение противостоять жизненным невзгодам, радоваться успехам и сопереживать своим друзьям и близким. Необходимо индивидуально подойти к каждому ребёнку. Найти свой подход для достижения той или иной цели в воспитании. Нет единых рекомендаций для воспитания самостоятельности у ребёнка. Для каждой ситуации есть свой «рецепт».

Когда ребёнок начинает отличать «своего» от «чужого», знакомого от незнакомого? Это происходит, когда ребёнку около восьми месяцев, когда, естественно, малыш ничего ещё не может делать самостоятельно и полностью зависит от взрослых. Когда малыш что-то начинает делать сам: держать ложку и кушать, снимать одежду и складывать игрушки, ему не нужна посторонняя помощь. Наоборот, он очень хочет это сделать самостоятельно. В этот период родители должны поступить очень мудро: разрешить ребёнку попробовать самому набрать в ложку каши и съесть её.

Необходимо запастись терпением, так как будет запачканная одежда, не вся каша уйдёт по назначению. Но малыш сделает все действия сам, конечно, под присмотром взрослых. Уверенность в том, что всё получилось, придаст смелости малышу, он не будет бояться пробовать и открывать новые для себя действия. Пусть будет туго затянут в узел первый шнурок, криво отрезанная ткань, запачканные обои. Это всё испорченные предметы, которые можно без труда поменять. А если ребёнок замкнётся в себе от бесконечных запретов, будет бояться проявить себя – вот это будет настоящей бедой. Страх перед вечными запретами, страх быть наказанным не позволят ребёнку самостоятельно думать и действовать.

Но нельзя позволять ребёнку самому справляться с проблемой, отстраняясь от него и не находясь рядом. Нужно направлять, корректировать действия малыша, не используя крик и насмешки. Только терпеливым участием и доверием можно добиться наилучшего результата. Уверенность в том, что папа всегда подставит своё плечо, а мама подаст руку, у ребёнка закрепится с годами. Родителям к двум-трём годам уже не нужно будет опекать своё чадо на каждом шагу. Но до этого момента нужно вселить уверенность в то, что, если возникнет необходимость, родители всегда помогут и придут в самый нужный момент. Не нужно бояться. Всё обязательно получится.

Элементарные гигиенические и бытовые навыки можно прививать в игровых ситуациях. Сначала делать простые действия сообща: вынести мусор, нарвать траву, прибрать игрушки, помыть посуду. Ни в коем случае нельзя отталкивать ребёнка со словами: «Ты не умеешь, ты будешь это очень долго делать, ты потом научишься». Это неправильный подход в воспитании самостоятельности. Когда ребёнок сам хочет помочь, научиться держать тряпку и работать пылесосом – что в этом плохого? Как говорится: «Учиться никогда не поздно». Но к данному моменту можно перефразировать и сказать по -другому: «Учиться никогда не рано».

Оставить комментарий