Все чаще родители жалуются, что дети поздно и плохо разговаривают. Можем ли мы повлиять на это? Однозначно, мы можем помочь. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание, память и связная речь, он готов к письму.

Развивая мелкую моторику, нужно помнить, что у ребенка две руки, именно поэтому необходимо работать обеими руками. Работая правой рукой, мы развиваем левое полушарие мозга. И наоборот, работа левой руки, стимулирует развитие правого полушария. А также, может выясниться в процессе, что твой ребенок амбидекстер – будь готова к подобному.

Пальчиковые игры, являются тем видом творческой деятельности, который развивает обе ручки одновременно.

Когда же можно начинать делать с детками пальчиковые игры? Многие специалисты расходятся во мнениях на этот счет. Я придерживаюсь мысли, что первые упражнения можно начинать с детками с 2-х месяцев.

Для младенцев, прежде всего – это массаж, разминка подушечек пальцев. Игры с детками обязательно должны сопровождаться стишками, песенками, сказками.  Игры должны быть малышу в радость. При выполнении упражнений ребенок должен быть сыт и выспавшийся.

Пальчиковые игры для малышей:

  • Игровой массаж «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры тебе понадобятся массажные колючие мячики. Катай мячики по ладошкам и по туловищу крохи.

  • «У жирафов», песенка Железновых

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Легонько похлопывай по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагивайся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Пощипывай ребенка, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагивайся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полосочки везде. (Ребром ладошки проводи по всему телу малыша).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагивайся до соответствующих частей тела).
У котяток шерстка везде. (Поглаживай ребенка).

Считалки для пальчиков

***

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик – гриб нашел, (загибай мизинчик)
Этот пальчик – чистит стол, (загибай безымянный палец)
Этот резал, (загибай средний пальчик)
Этот ел, (загибай указательный)
Ну а этот лишь глядел! (загибай большой палец)

***

Этот пальчик маленький, (загибай мизинчик)
Этот пальчик – слабенький, (загибай безымянный пальчик)
Этот пальчик – длинный, (загибай средний палец)
Этот пальчик – сильный, (загибай указательный)
Ну а этот – толстячок, (загибаем большой пальчик)
А все вместе кулачок! (покрути кулачком)

Не надейся, что кроха начнет  все сразу повторять. Для того чтобы он повторял, должно пройти какое-то количество времени, это позволит малышу запомнить.

Для более взрослых деток, гимнастику показывает взрослый, а ребенок пытается повторить.

  • «Мошка»

К нам на ладошку прилетела мошка (одна ручка – открытая ладошка, вторая один пальчик выпрямлен, он и есть «мошка»)
Села мошка на ладошку,
Посиди еще немножко, (стучим пальчиком по ладошке)
Посиди не улетай.
Улетела, ай!!! (поднимаем обе ручки вверх, показывая, как улетела мошка).

  • «Зайки»

На лесной лужайке
Разыгрались зайки, (поднимаем руки и машем расслабленными кистями)
Лапками похлопали,
Ножками потопали, (хлопаем в ладоши, притопываем ногами)
Ушками махали, (прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук)
Выше всех скакали, (поочередно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку)
Глазками глядели,
Песенку пропели:
«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля»
Ах, какие веселые зайки! (машем руками)

  • «Послушный замок»

На двери висит замок, (соединяем пальцы в замок, ладони прижаты)
Кто открыть его бы мог? (пожимаем плечами)
Потянули, покрутили, (крутим сцепленными кистями)
Постучали и открыли. (стучим основаниями кистей друг о друга, разводим кисти в стороны)

Еще один способ развития мелкой моторики это тактильные мешочки. Наполненные разными крупами и материалами, они вызывают не только интерес у малышей, но и способствуют тактильной чувствительности и развитию мелкой моторики.

Приятных Вам занятий! И продолжение следует…